17.01.2013
Жители Иволгинского района кулаками выбили скидку на проезд
Жители Иволгинского района кулаками выбили скидку на проезд

Пригородные пассажирские перевозки в Иволгинском районе после небывалого повышения немного подешевеют. Такое решение принял глава района Бимба Дымбрылов.

Ценовой хаос

Напомним, что 1 января 2013 года пассажиры пригородных маршруток с удивлением обнаружили, что стоимость проезда до Улан-Удэ существенно повысилась. На каких-то маршрутах повышение составило четыре рубля, а на каких-то целых семь.

Население о таком резком изменении в ценах никто не уведомил, и поэтому нововведения были приняты крайне болезненно. Дошло даже до драк и порчи имущества. Одному маршрутчику сломали зеркало, другой водитель в ходе ссоры чуть не пришиб пожилую женщину. Но в основном на возмущенные возгласы пассажиров маршрутчики молча указывали на некое решение депутатов Иволгинского района от 5 декабря 2012 года.

Действительно, на последней сессии депутатов райсовета был утвержден единый тариф для пассажирских перевозок на территории Иволгинского района, он составил 1,14 рубля против прежних 99 копеек за пассажиро-километр. Решение депутатов было опубликовано в местной районной газете. Дальше формирование конкретных цен на проезд, исходя из этого тарифа, легло на плечи самих перевозчиков, которые, как мы видим, не преминули использовать появившуюся возможность по полной.

Тут-то и началась неразбериха. Маршрутчики - люди простые, кропотливо высчитывать цифры не по их части и работать они любят с круглыми единицами. Поэтому за основной расчет был принят максимальный километраж маршрута, умноженный на новый тариф. В принципе это правильно и закону не противоречит. Но, как говорят специалисты администрации Иволгинского района, водители все же ошиблись в своих расчетах.

Во-первых, потому, что часть многих маршрутов проходит по территории города Улан-Удэ. К примеру, тот же 129-й идет до мелькомбината, а принятый тариф может действовать максимум до автовокзала в центре Улан-Удэ. В силу того, что очень немногим пассажирам из Сотниково нужно в спальные районы города, максимальная цена, установленная на проезд, стала шоком. Более того, многие пассажиры 129-го даже не заезжают в город, все, что нужно, есть в самом поселке Сотниково или на Бурводе. Плюс ко всему этот маршрут не охватывает такие важные части города, как «Элеватор», «Октябрь» и «Саяны», поэтому используется только как часть маршрута. Пассажиры, выезжая из поселка, пересаживаются на другие маршруты, обычно в районе Бурвода или КПП на Левом берегу.

Самоуправство

Давным-давно, еще в те времена, когда тарифы на пригородные перевозки контролировала Республиканская служба по тарифам, для 129-го маршрута были придуманы так называемые ценовые зоны, или мини-маршруты: внутри Сотниково, по дороге из Сотниково на Бурвод, Сотниково - КПП и Сотниково - Улан-Удэ. Ни в каких документах, разумеется, такого разделения нет. В народе эту фишку приняли нормально и спокойно ездили по самопровозглашенным тарифам, пока маршрутчики не повысили цены в каждой из этих зон, причем повсеместно на пять рублей. Логика в действиях водителей проглядывается крайне слабо, ведь если протяженность каждого участка разная, почему повышение такое одинаковое?

С таким же самоуправством столкнулись и пассажиры других маршрутов. На 104-м, например, повышение цен не коснулось отдельной категории граждан - учителей, они платят на пять рублей меньше. Дело благородное, но оно раскололо пригородное общество. Внутри самого поселка Иволгинск водители 130-го маршрута повысили цену на пять рублей, мотивируя тем, что «внутренние пассажиры» едут через все поселение до конечной остановки, а дальше в город маршрутка идет пустой. Происходит это потому, что Пенсионный фонд и прочие инфраструктурные объекты находятся в самом начале поселка. А на 128 маршруте Гурульба - Улан-Удэ повышение цен произошло вообще незаконно, принятый райсоветом тариф этого маршрута не касается вообще.

Вину признаем

Очевидно, что власти района не ожидали такого народного возмущения, когда принимали новые тарифы. По старой российской традиции, народ должен был молча «схавать». Но после того как стихийное повышение цен на пригородные маршруты получило резонанс, у главы республики Вячеслава Наговицына к руководству Иволгинского района появились вопросы. В районе и так напряженная обстановка, чтобы так злить народ. В год выборов, например в Сотниково, где в квартирах всего 14 градусов тепла, повышение цен на проезд и злое население никому не нужны. Поэтому глава района Бимба Дамбрылов на экстренном совещании с главами поселений и руководителями маршрутов решил градус гражданского возмущения немного понизить путем снижения цен. При этом сам тариф меняться не будет.

- Этот тариф правильный, экономически обоснованный. Когда мы принимали его, мы не думали, что так «наколбасим», - сказал глава района Бимба Дымбрылов. - Сейчас же мы получаем сотни жалоб и писем от жителей. Обстановка стала очень напряженной, и мы в этом виноваты. Теперь надо что-то решать, иначе будет плохо всем нам, в первую очередь жителям, которые пользуются данными маршрутами.

Нельзя сказать, что водители обрадовались этому решению. В кабинете главы района шла бойкая торговля за каждый рубль.

- Мы не повышали цены три года, во многом потому, что об этом просили власти, мол, народ бедный, потом разбогатеет... - сказал бригадир 129-го маршрута Алексей Савельев. – Этим решением вы нас душите, мы не можем обновить парк, водители разбегаются на другие, более выгодные направления. Скоро получится так, что возить станет некому.

Маршрутчики также говорили о повышении расходов на топливо, необходимость ставить дорогостоящие приборы ГЛОНАСС и тахографы, выплачивать кредиты и страховку, но Бимба Дымбрылов  приводил железобетонные аргументы, призывая перевозчиков «не резать курицу, которая несет золотые яйца» и «принять на себя удар неожиданности».

Маршрутчики твердо стояли на своем, пока власти района не пригрозили объявить новый конкурс и найти других перевозчиков, согласных возить по нужной цене.

В итоге стоимость проезда на всех вышеуказанных маршрутах снизится на 3-4 рубля, кроме 130-го. Но со второго квартала повышение, согласно тарифу, все-таки будет произведено.

Бардак в пригороде

Решение нового главы района Бимбы Дымбрылова можно назвать ручным управлением экономикой. Сам глава согласен, что в этом есть политический подтекст. Иволга в этом плане - сложный, густонаселенный и обиженный инфраструктурой район, зависимый от города. И все же народного волнения можно было избежать, если принимать во внимание все эти аспекты до, а не после повышения цен.

К слову, минтранс Бурятии и Республиканская служба по тарифам самоустранились от сложившейся ситуации. По данным министерства, ни одной жалобы или нарекания на самый обсуждаемый нынче 129 маршрут им не поступало. Хотя люди говорят об обратном. Бимба Дымбрылов, например, торжественно пообещал навести порядок в пригородных перевозках, так как помимо высокой цены на маршрутчиков есть и другие нарекания.

- Я лично две недели буду ездить на 129 маршруте из Сотниково в город и буду спрашивать у ваших пассажиров, как вы работаете, вовремя ли выходите на маршрут, соблюдаете ли график и как общаетесь с населением, - заявил он бригадиру маршрута. – Я надеюсь, вы понимаете, на что подписываетесь, ведь в случае чего я буду принимать меры.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
^