06.02.2013

6 февраля – 26-й лунный день

День порождает радость. Благоприятно наряжаться, надевать новую одежду, украшения. Устраивать развлечения, праздники, отмечать важные события. Нехорошо отправляться в дорогу, совершать обмен.

Стрижка - счастье надолго наступит.

7 февраля – 27-й лунный день

Хорошо отправляться в дорогу, совершать похоронный обряд по усопшему. В этот период создаются условия для клеветы, злословия, ссоры. В этот день нехорошо давать обещания, приводить невестку в дом, играть свадьбу.

Стрижка - к благоденствию и благополучию

8 февраля – 28-й лунный день

День ослабления политического влияния, поражения в государственных делах. В этот день хорошо отправляться в дорогу. Нехорошо в этот день совершать похоронный обряд по усопшему, приводить невестку в дом.

Стрижка  - к ссоре.

9 февраля – 29-й лунный день

Благоприятны реализация задуманного, закладка фундамента, строительство дома, покупка земли, проведение совещания. Хорошо усмирять врага, злых духов. Нехорошо приводить невестку в дом, совершать похоронный обряд по усопшему,  производить куплю-продажу, совершать обмен.

Стрижка – душа заблудится.

10 февраля –30-й лунный день

День хорош для укрепления связей между родственниками, купли-продажи, для  совершения обряда для долголетия и богатства. Запрещается совершать свадебные обряды и приводить невестку в дом. Проводится хурал «Мандал Шива» в 14.00, посвященный Зеленой Таре. Способствует скорому излечению от болезней, устранению препятствий, обретению благополучия, созданию семьи и рождению детей.

Стрижка  - к встрече с врагом.

11 февраля – 1-й лунный день

Хорошо совершать все действия, приносящие пользу во всем, также благоприятно начинать доброе дело, отправляться в дорогу и т.д. Воспрещается совершать обряды по усопшим, делать подношения.

Стрижка - жизнь станет короче.

12 февраля – 2-й лунный день

В полной мере подходит для вступления в должность, освящения храма, поступления на лечение. Не рекомендуются дела, связанные с риском для жизни. Проводится хурал «Табан Хаан» в 14.00, молебен, посвященный «Пяти царям», мирским гениям-хранителям буддизма. Так как культ Пяти царей специфичен, по структуре данный хурал несколько отличается от других хуралов, посвященных сахюусанам, порядок поклонений, жертвоприношений и ритуалов имеет свои неповторимые особенности. Совершаются обряды «сэржэм» и «даллага».

Стрижка - к ругани.

О текущем моменте 

 Дугжууба – 9 февраля

«Дугжууба» в переводе с тибетского означает «шестидесятник». Так называется ключевой ритуальный текст, который читается во время этого хурала. Вечером совершается церемония «Соор Залаха». Это самая красочная и необычная церемония, в это время собирается множество верующих. Ламы через произнесение различных мантр освящают соор, и ему испрашивается чудесная сила пожечь всех врагов и все препятствия веры. После ламы встают со своих мест, выходят из храма за ворота монастыря, к месту, где накануне приготовляется костер. Бросая соор в огонь, ламы символически запирают под замок всех облеченных формами врагов и все бесформенные духовные препятствия.

Совет

Подготовка к празднику

Во-первых, необходимо привести в порядок (в сельской местности) все хозяйственные дела по подготовке дров, сена. Все семьи занимаются уборкой в домах и во дворах, необходимо безжалостно выбросить старые и сломанные вещи. Затем окурить благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки. Сам праздник можно условно разделить на три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальной месяц.

Канун Нового года

В канун (бутуу удэр) желательно всем быть дома, среди своих родных и близких. В этот день совершаются не менее важные обряды, чем в первый день Нового года, среди которых символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов. Это форма проявления древнего магического действия ломания старого и освобождения дороги новому. Например, достают заготовленное на зиму мясо, достают лопатку или берцовую кость барана (һулдэ) и извлекают из нее костный мозг, заключающий в себе жизненную силу скота.

Другой обряд кануна Нового года -- «Бурха дэлгэхэ», или поклонение домашним божествам. У верующих бурят-буддистов в каждом доме в северной или северо-восточной стороне находится божница, где размещаются изображения буддийских божеств. Перед изображениями божеств зажигается лампада (зула), воскуряются благовония, ставятся различные угощения, например, молочные продукты, печенье и другие сладости на подносах.

Особо значащимся ранее считался обряд «Даллага» -- подношение хозяину огня, в котором участвовали все члены семьи. Каждый отламывал кусочки еды со всех блюд и бросал в огонь, проговаривая: «Отзвенел старый год, наступил новый, совершаю жертвоприношение грудинкой белой овцы. Да исчезнут смерть и страдания, да установятся счастье и благополучие».

Только после этого все дружно садились за праздничный стол. Обилие праздничного стола имело свое магическое значение -- чем богаче угощение, тем лучше будет следующий год. Поэтому стол изобиловал более всего молочными блюдами, что символизировало хороший удой молока и отличный приплод скота в наступающем году.

Дацан «Гандан Жамба Лин», ул. Красногвардейская, 15. Телефон: 45-63-77. 

^