31.01.2013
На прошлой неделе, как и анонсировал «Номер один», в Москве прошла пресс-конференция, на которой член совета Эвенкийского народа России Владимир Мачехин и его коллега - юрист Совета эвенкийского народа России Владимир Денисов рассказали о своей поездке в Бурятию, с целью разобраться в ситуации, сложившейся вокруг эвенкийской общины «Дылача».
На прошлой неделе, как и анонсировал «Номер один», в Москве прошла пресс-конференция, на которой член совета Эвенкийского народа России Владимир Мачехин и его коллега - юрист Совета эвенкийского народа России Владимир Денисов рассказали о своей поездке в Бурятию, с целью разобраться в ситуации, сложившейся вокруг эвенкийской общины «Дылача».

Как было заявлено на пресс-конференции, в результате им удалось выяснить, что стоит за многочисленными сообщениями в СМИ об ущемлении прав коренных народов Севера. Спекуляции на национальную тему - это спланированная информационная кампания общины «Дылача», предпринимаемая в качестве защиты против уголовного обвинения – в этом уверен Мачехин. По его мнению, сообщения в СМИ об ущемлении прав коренных малочисленных народов Севера являются безосновательными попытками СРЭО «Дылача» представить обвинение о хищении нефрита как акт этнической дискриминации.

«Если у нас кто-то занимается коммерческой деятельностью, всегда существует угроза риска: неправильно деньги посчитали, нюансы с правоохранительными органами могут возникнуть. Но зачем привязывать сюда эвенкийский народ, создавать шум, обвинять в геноциде эвенкийского народа? Но мне понятно для чего это делается - это способ защиты: поднять общественное мнение, выдать рекомендации на международных площадках, что нарушаются права эвенков. Но это все наносное и не имеет к ним отношения», - рассказал журналистам Владимир Мачехин.  
В результате бесед с представителями органов местного самоуправления и участия в сельских сходах эвенков было выяснено, что помимо нарушения российского законодательства СРЭО «Дылача» не оказывает какой-либо поддержки развитию образования, культуры, национальных промыслов, а также улучшению социально-экономического положения региона.

«Я не нашел ни одного человека, который бы сказал «я работаю в этой общине (одного нашел - он сказал, его уволили и зарплату не заплатили), я являюсь членом общины, которая развивает традиционные промыслы, мы получаем поддержку в области культуры». Люди ругаются, не хотят вообще разговаривать про эту общину, более того, утверждают, что добыча нефрита им существенно повредила. Усложнилась криминальная обстановка. Вот такое у людей видение», - рассказал Мачехин.

«Под видом общины, пользуясь льготами, предоставленными по закону общинным организациям, существует и осуществляет свою деятельность коммерческая структура», - считает Владимир Денисов.

В свою очередь, заявления Владимира Мачехина, как члена Совета Эвенкийского народа России, породили глубокие дебаты внутри руководящего состава этой организации. Эксперты уже успели отметить ангажированность другой части Совета «Дылачей», поэтому прогнозируют кардинально отличающиеся от заявлений Мачехина другие выступления эвенкийской организации. Также уже не секрет имеющееся давление, которое испытывает Владимир Мачехин от некоторых руководителей Совета.

На данный момент в локальных социальных сетях идут переписки и обмен мнениями между людьми, причастными к эвенкийской тематике и к «Дылаче». С одной стороны, тезис очевиден: «руки прочь от «Дылачи», причем без толковых аргументов, невзирая на очевидные факты нарушений законодательства последней. С другой стороны, там же продолжается попытка объяснить и руководителям эвенкийских организаций, и обычным гражданам, как «Дылача» умудрилась за долгие годы собрать букет правонарушений, доведший общественную организацию до уголовного дела и скандала федерального уровня.

Судя по запущенности истории, длительности конфликта и расхождению взглядов внутри эвенкийского сообщества, стороны вряд ли смогут договориться и выйти с единой позицией. Между тем, позиция Владимира Мачехина вызывает большее понимание внутри Бурятии, поскольку печальное социально-экономическое положение севера республики, и конкретно эвенкийских семей, проживающих там, не является откровением. Ровно так же, как и сверхдоходы, получаемые «Дылачей» долгие годы на фоне нищеты поселков, где организацией добывался нефрит.

Артем Самсонов, «Номер один».

  

^