26.01.2005
На прошлой неделе, в среду, в ПУ N7 состоялось рабочее совещание директоров профессиональных училищ и представителей Министерства образования РБ. Последние объясняли директорам, как выжить профессиональному училищу в сложившейся ситуации. Для Бурятии реформа в сфере образования оказалась непосильной ношей: из необходимых 411 миллионов рублей училищам выделено всего 165. Этих денег даже при самой жесткой экономии училищам хватит лишь на то, чтобы завершить этот учебный год и самораспуститься.
За день до встречи представителей министерства образования с директорами училищ у президента республики Леонида Потапова состоялась встреча с чиновниками от образования. На встрече Президент РБ дал четкую установку: "Не допустить ликвидации ни одного училища, но постараться максимально сократить расходы системы начального профессионального образования". Так же президент пообещал, что депутаты Народного Хурала постараются изыскать в бюджете республики дополнительные средства на образование, но пояснил, что их будет немного — максимум 25 миллионов рублей, которые хоть немного и улучшат ситуацию, но проблему не решат.
— Мы должны потуже затянуть пояса, — сообщил директорам Петр Ефимов, первый заместитель министра образования РБ, — согласно подсчетам министерства, нужно сократить расходы на 28 миллионов рублей и самостоятельно заработать 30 миллионов рублей.
Петр Ефимов посоветовал училищам зарабатывать деньги, используя собственное имущество, например, сдачей в аренду помещений. Также директорам училищ предложено заключать договора с предприятиями на подготовку как штучных, так и рабочих кадров. Понятно, что при таком подходе начальное профессиональное образование может выжить только предоставляя платное образование, бесплатным оно останется лишь для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Экономисты советуют развивать платные образовательные услуги, например, организовывать компьютерные курсы для населения, заключать договора с муниципалитетом на профильную подготовку учащихся школ, с центрами занятости — на переподготовку по востребованным специальностям. И если в вопросе, как заработать деньги училищу, все более или менее понятно, то проблема сокращения расходов ставит директоров в тупик. Но резать все равно придется и, видимо, по живому.
— Необходимо пересмотреть штатное расписание, — пояснил Oетр Ефимов, — сокращения неминуемы. Просчитать "коммуналку" и ни в коем случае не допускать задолженности по ней. Также необходимо пересмотреть вопросы питания, отныне горячими обедами кормить будем не всех, только детей-сирот. Стипендии тоже платить будем не всем. Неминуемо и сокращение всех филиалов училищ.
В итоге чиновники минобразования посоветовали директорам училищ составить бизнес-планы по каждому направлению деятельности: помещения, мастерские, компьютерные курсы и т.д., вести книгу обоснования доходов и расходов, не допустить ни рубля задолженности. Напряженности добавляет вопрос с количеством платных образовательных услуг. Поскольку учатся в начальных профессиональных училищах, как правило, дети из малообеспеченных семей, платность этого образования, даже в самой мягкой форме, лишит шансов на получение профессии сотни детей.



^