02.02.2005
"Этот телевизор обошелся нашей семье дороже, чем мы рассчитывали", — говорит улан-удэнка, поддавшаяся на рекламу и купившая технику в кредит. Телевизор маленький и потому стоил не очень дорого — около 4900 рублей. Конечно, это не 15—20 тысяч, некоторым покажется смешным брать такие недорогие вещи в кредит. Тем не менее многие жители Улан-Удэ не могут сразу выложить подобные суммы, а телевизор нужен.
В магазине наша собеседница взяла в кредит телевизор по форме "10—10—10". Фирма, продавшая телевизор, была довольна. Получив "голубой экран" в руки, улан-удэнка уехала домой тоже счастливая. Сейчас у покупательницы настроение не такое радужное. "Да если бы я знала, что столько расходов будет, никогда бы не пошла ни на какой кредит, — вздыхает горожанка. — Лучше уж понемногу копить и сразу купить".
В схеме потребительского кредитования был задействован московский банк. С ним и надо было вести все дальнейшие расчеты по схеме "10—10—10". Через некоторое время стали приходить бумаги на оплату от какого-то "Хоум кредит энд финанс банк". С учетом процентов по кредиту телевизор в конечном итоге обошелся в пять с половиной тысяч рублей. Все в семье хорошо понимали, что телевизор в итоге обойдется дороже, чем если бы за него заплатили сразу, и были согласны с этим. Но тут они встретились с неожиданными расходами. Как будто небольшими, но зато регулярными. Плата за перевод денег и оформление бумаг составляла пятьдесят рублей в месяц, и за время действия кредита эта сумма превратилась в полтысячи. Телевизор дорожал на глазах. К этому прибавились и пени за несвоевременное перечисление денег.
Дело в том, что документ на оплату приходил от "Хоум кредит" с опозданием. Из-за этого покупательница была вынуждена пропускать сроки погашения, за что на нее, естественно, накладывались финансовые санкции. Это делало купленную технику еще дороже. Встревоженные покупатели бросились в магазин, но там в ответ только развели руками: разбирайтесь с банком сами, мы тут ни при чем.
На третьем месяце кредита, посовещавшись, семья решила расплатиться по злосчастному потребительскому кредиту досрочно и как можно скорее. Лишь бы избавиться от пени. Начались долгие звонки в Москву. Покупатели никак не могли добиться решения своей проблемы. Банк не был заинтересован в таком повороте дел. Потратив на переговоры массу времени, нервов и денег, улан-удэнцы все-таки смогли настоять на своем. Что было бы, если бы она взяла в кредит более дорогостоящую вещь, улан-удэнка даже думать боится. Особенности потребительского кредитования она ощутила на собственном опыте.
Покупки в кредит захлестнули весь Улан-Удэ. Помню, зайдя однажды на Главпочтамт, я с удивлением обнаружил там огромную толпу народа — настоящий штурм крепости. Все что-то писали, стояли в очереди, что-то переспрашивали друг у друга. Выяснилось, что все они штурмовали кассу, чтобы внести очередной платеж по кредиту, так как был последний день.
Бум потребительского кредитования идет по всей стране, а у нас, сами знаете, если процесс пошел, то остановить его уже невозможно. Люди хватают все, что только можно: автомобили, одежду, бытовую технику, электронику... Товар берут, не удосужившись узнать обо всех деталях кредита. Какие расспросы, когда уже сегодня можно смотреть новый телевизор!
Проблема настолько остра, что Федеральная антимонопольная служба приступила к проверке учреждений, занимающихся потребительским кредитованием. К проверке привлечен и Центробанк России. В больших городах РФ отмечен рост числа жалоб, связанных с потребительским кредитом. Покупатели считают, что при оформлении покупки их ввели в заблуждение, не предоставили полную информацию, из-за чего они потеряли деньги.
Конечная стоимость покупки может намного превысить ту, на которую рассчитывают покупатели. "А поутру они проснулись" — это как раз про них. По словам представителей антимонопольных органов, существует множество операций, которые увеличивают реальную стоимость кредита: комиссия за расчетное обслуживание, отдельная плата за открытие счета и начисление на него денег и т.д.
Отдельные банки в России, дабы избежать риска, проверяют платежеспособность покупателя, за что платит... покупатель. И страховку могут взять на случай несвоевременного возврата кредита. Банки, которые сотрудничают с торговыми организациями, не всегда считают нужным сообщать россиянам о деталях потребительского кредитования. Когда же у клиента возникают претензии, ему с невинным видом говорят: "А вы об этом нас не спрашивали".
Рядовые жители не искушены в банковском деле. А за счет многочисленных сборов реальный объем кредита может вырасти, например, с 13% годовых до 26%.
По данным Конфедерации обществ потребителей, один из ведущих банков, работающих на рынке потребительских кредитов, предлагал кредит на покупку бытовой техники под 19 процентов годовых. В реальности же с учетом ежемесячной комиссии 1,9 процента за ведение счета ставка увеличивалась до 66 процентов.



^