09.02.2005
От новшества с выпиской рецептов сегодня страдают все — и обычные больные, и льготники, и сами врачи. Форму этого документа Минздрав забюрократил до предела. Каждому льготнику теперь присвоен персональный номер. Свои цифровые коды есть у врачей и поликлиник, "закодированы" названия лекарств и болезней. А компьютеров в российских поликлиниках мало. Чтобы вручную вписать в рецепт всю цифровую абракадабру, порой уходит до 40 минут! А нормативами Минздрава доктору на прием одного льготника отводится 20 минут. Вот и получается: вместо того, чтобы осматривать больных, врач не поднимая головы колдует над бумагами.
На территории, приписанной к Городской поликлинике N1, в общей сложности обслуживается 76 тысяч человек, из них около пяти тысяч — льготники. Выпиской рецептов для них занимаются всего 76 врачей. Поэтому очереди в поликлиниках сейчас катастрофически длинны.
— Я пришла к 9 часам утра на прием к врачу, — рассказывает Светлана. — В очереди была шестая, и вот до сих пор сижу, уже третий час, потому что впереди меня льготники, которым врач столько документов должен заполнить! Система рецептов забюрокрачена до предела. А как жалко стариков, здесь в очереди сидят люди, которые отсидели вчера, но не успели попасть на прием к врачу. Да и врачей жалко — такой объем работы!
В ожидании приема и льготники, и обычные больные томятся в одной длинной очереди. Но разделить потоки граждан у поликлиник нет возможности: в медучреждениях острая нехватка специалистов.
— Если бы в поликлиниках укомплектованность врачами составляла 100%, многие проблемы отпали бы сами собой, — сокрушается Тамара Трифонова, главный врач поликлиники N1. - - Но у нас укомплектованность врачами очень низка: педиатрами — всего 44%, терапевтами — 46%. И так практически везде. У нас врачи работают с 8:00 до 20:00, по 12 часов! Нагрузка очень большая. Но я думаю, что со временем станет легче, произойдет какая-то корректировка.
Готовиться к выписке рецептов льготникам врачи начали еще в ноябре прошлого года. Тогда в поликлиники пришло очень много документов и рекомендаций: как выписывать лекарства, заполнять бланки рецептов и сколько минут тратить на одного пациента. В теории на прием каждого льготника отводилось 12 минут. Но настало первое января, и оказалось, что 12 минут — норматив при таком объеме писанины просто нереальный, тогда чиновники от здравоохранения поразмыслили и увеличили его до двадцати. Но порой, чтобы выписать льготный рецепт, специалисту требуется не менее 40 минут. Причем заполнять рецепты нужно с особой аккуратностью и строго по форме, недопустимы исправления или помарки: поставь врач точку или запятую не в том месте, и, считай, вся работа насмарку.
— Знаете, сколько мы сейчас заполняем бумаг на одного пациента? Карту больного, журнал, бланк рецепта, карту льготного отпуска инвалида, — рассказывает врач-терапевт поликлиники N 1. — Таким образом, на прием одного инвалида может уйти целый час, просто не привыкли еще пока к новой системе, я думаю, через месяц-два руку набьем, и заполнение бланков будет осуществляться быстрее.
Льготники тоже еще не привыкли к новой системе.
— Самая большая проблема в том, что льготники не всегда имеют с собой все необходимые документы, — говорит терапевт поликлиники N1. — Бывает так человек полдня в очереди простоит, а оказывается, что он дома забыл пенсионное страховое свидетельство. Этот документ раньше у льготников никогда не требовали, а теперь он необходим для заполнения бланка рецепта.
Сами пациенты к большим очередям в поликлиниках относятся более чем терпеливо, вздыхают, занимают очереди с утра пораньше и между собой в коридорах тихо ругают правительство.
— Придумали систему! Вот мой дедушка инвалид первой группы, как ему в такой длиннющей очереди сидеть? — сетует старушка. — Хоть бы один министр вынырнул из своей иномарки да попробовал, как все, получить рецепт, да потом еще и в льготную аптеку попасть!
В муниципальных аптеках, действительно, не легче. "Битва за выживание" для льготников продолжается и там. В муниципальной аптеке N2, что на Ленина, два зала. В первом выдаются льготные лекарства, во втором они продаются. Медикаменты есть далеко не все.
— И ведь нет самых нужных! — возмущаются в конце огромной очереди.
— Я уже второй раз приезжаю аж из поселка Дивизионный, спрашиваю карбомозипин, нету до сих пор, — возмущается пенсионерка Любовь Васильевна Жигачева. — У меня уже скоро срок действия рецепта заканчивается. Это что же, заново в очередях стоять придется?
— Пока препараты поступают не в полном объеме, — говорит Екатерина Самокрутова, директор МУП "Аптека N2", — но, я думаю, со временем ситуация нормализуется. Мы понимаем пенсионеров и поэтому, чтобы они не ходили к нам по два-три раза, мы записываем их телефоны и, когда лекарства поступают, обзваниваем их.
Монетизация льгот могла бы стать благим делом. Всего-то нужно было чиновникам подумать заранее о простой вещи: какими должны быть механизмы, чтобы от реформы была польза. Но недомыслие, оно в Москве, а старики в очередях — здесь.




^