22.02.2013
В Музее природы открылась единственная в мире выставка кукол «Алиса в стране чудес» из собрания известного российского коллекционера Александра Шадрина.
В Музее природы открылась единственная в мире выставка кукол «Алиса в стране чудес» из собрания известного российского коллекционера Александра Шадрина.

Экспозицию составили как отдельные авторские куклы, выполненные в единственном экземпляре, так и целые постановки из этих кукол, позволяющие погрузиться в Страну чудес. Среди них Чеширский кот, Мудрая гусеница, устрашающего вида Брандашмыг, охраняющий «вострый» меч, Герцогиня с поросенком, армия Красной королевы и многие другие.

В основе выставки — одна из лучших детских сказок, написанная Льюисом Кэрроллом. При помощи экскурсоводов и мультимедиа зрители знакомятся с историей создания сказки, биографией автора и персонажами бессмертного сказочного творения.

«Мир Нижнекрая – это часть земли, которая существует, но находится где-то под нашим миром. Единственный способ туда попасть - провалиться в кроличью нору», – пишет автор сказки.

В музее посетителей выставки сказка встречает прямо с входа, где темная нора заманивает в Зазеркалье. А экскурсоводы превращаются в героев сказки и проводят с детьми игры, знакомые всем почитателям «Алисы».  

- Сказка об Алисе – это крик души ребенка, которому скучно и неинтересно в заурядном мире взрослых, и он отправляется вслед за кроликом в сказочную неизвестность. И каждому ребенку будет близка та причудливая реальность, которую создает Льюис Кэрролл, – говорит детский психолог Марина Алексеева.

В центре экспозиции, конечно, сама Алиса, участвующая в самых знаменитых сценках: встреча с Мудрой гусеницей, безумное чаепитие со Шляпником и Мартовским зайцем, сервированное авторской керамикой.

Девочка представлена в образах различного роста и исполнения. Самую маленькую - в шляпке во время чаепития - создала художница из Казани Наталья Тимофеева, работающая под псевдонимом Мирт. Остальные четыре Алисы - вырастающую из привычных размеров, играющую с Красной Королевой и розовым фламинго, с отросшей шеей и во время суда - создала художница из Чувашии Гуля Кабилова.

А еще в проекте были задействованы дизайнеры и художники-прикладники из Перми, Ижевска, Екатеринбурга. В общей сложности около пятнадцати авторов.

Всех их нашел и заразил общей идеей Александр Шадрин, выкупивший в свое время в Лондоне 32 графические литографии Джона Тенниела из первого цветного издания «Алисы...» 1937 года. Эти работы, дополненные отрывками из известнейшей сказки, также можно будет увидеть на выставке.

Кстати, помимо книжных героев в экспозиции представлены еще и кинематографические. Их, несомненно, помнят все, кто смотрел недавний одноименный фильм режиссера Тима Бертона. Достаточно глянуть на потешного Брандашмыга или забавных толстячков, как губы растягиваются в улыбке. А сама улыбка невидимого кота просто висит в воздухе!

Вот и гусеница Абесолом - всезнающий хранитель Оракула, древнего священного документа, который отображает все важнейшие события прошлого, настоящего и будущего нижнекрайской истории. Белый Кролик и братья Тра-ля-ля отводят Алису к Абесолому, чтобы он установил, та ли она Алиса, которая побывала в Нижнекрае еще ребенком, и та ли это Алиса, которая должна им помочь. Они находят Гусеницу на верхушке огромного гриба, который растет в грибном лесу, окруженном таинственным дымом. Несколько раз Абесолом призывает Алису попытаться понять себя и ответить на важный вопрос: «Кто же ты на самом деле?»

Посетитель выставки вглядывается в образы героев и смотрит, словно в зеркало, пытаясь понять: «Зазеркалье - оно там или здесь?!».

Лев Хандажапов, «Номер один».
^