09.03.2005
Мы уже не раз писали в газете о трудном положении школ, о том, как им приходится выживать в рыночных условиях. Оказывается, даже в благополучных странах вопрос с государственным финансированием школ стоит довольно остро. Так, например, в США многие школы развиваются за счет выпускников. В течение трех лет улан-удэнская школа N49 готовилась к тому, чтобы создать первый в Бурятии фонд выпускников по аналогии с американской практикой. На минувшей неделе все документы по открытию такого фонда были получены. Этот уникальный для России эксперимент поможет решить и проблему патриотического воспитания.
Идею по созданию фонда выпускников привез из Соединенных Штатов бывший выпускник школы N49 Зорикто Чимитов. Побывав в одной из американских школ, молодой человек поразился тому, как они живут. Там есть все условия для учебы и развития ребенка, и созданы они в большей степени благодаря выпускникам: американцы считают за честь помочь родной школе — перечислить деньги в фонд учебного заведения или опустить 10 долларовую купюру в стеклянную колбу, которая стоит в фойе каждой школы. В свою очередь школа благодарит своих благодетелей, помещая их фотографии на почетном стенде и рассылая благодарственные письма во все инстанции. Человек, помогающий школе, — уважаемое в Америке лицо.
— Я считаю, что такая система помогает формированию патриотизма, — говорит Казимир Исакович Иванов, директор школы N 49. — И начинать нужно с детского садика, нужно, чтобы у ребенка с детства было заложено: "Я хожу в детский садик, и я горжусь свои детским садиком, я горжусь своей школой, я горжусь своим домом, улицей, городом". Мы обычно говорим о глобальном, а начинать воспитывать патриотизм нужно с мелочей. Когда Зорикто рассказал мне о фонде выпускников, я удивился, насколько все-таки целенаправленно американцы подходят к воспитанию патриотизма.
Выпускники 49-ой школы, с которыми Зорикто поделился идей создания фонда, охотно занялись его организацией. Три года они разрабатывали механизм работы, цели, задачи фонда. Активное участие в этом принимал и директор школы. Поскольку четкого представления о том, как будет работать фонд, не было (все-таки дело совершенно новое), приходилось опираться на педагогический опыт Казимира Исаковича. На минувшей неделе первый в республике фонд выпускников был зарегистрирован. Теперь предстоит заняться его "раскруткой".
— Никто из нас не имеет четкого представления, как будет работать фонд, но опыт подсказывает, что нужно собрать выпускников, которые в настоящее время занимаются бизнесом, предпринимательской деятельностью, и объяснить им задачи фонда, — говорит Казимир Иванов. — А цель у фонда одна: поддержать родную школу в деле обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Слово "поддержать" означает помощь школе в организации турниров, спортивно-массовых мероприятий олимпиад, поощрении учеников, а так же в поездках на научнопрактические конференции, в создании в школе здоровье сберегающей среды. Среди других задач — оказание помощи детям из многодетных, социально незащищенных семей.
— Хочется, чтобы каждый выпускник школы, где бы он не находился, знал, что есть родная школа, что сейчас там учится другое поколение, и что родной школе требуется помощь, — говорит Казимир Иванов. — Хочется, чтобы выпускники мыслили так: "Чем больше помощи мы окажем, тем больше детей поставим на правильный путь и поможем им определиться в будущем, тем богаче и мощней будет наше общество и отечество".
Приживется ли такая практика — зависит от работоспособности его учредителей, а это сами выпускники школы, председатель попечительского совета, директор и завуч. Учредители на 100% уверены, что американская система у них заработает. Казимир Исакович говорит, что не зря на протяжении всех лет, что работает школа, педагогический коллектив не только обучал детей, но и способствовал формированию самых лучших человеческих качеств.



^