23.03.2005
Многими десятилетиями детей с ограниченными возможностями воспитывали в специализированных учреждениях и обучали во вспомогательных школах. Подобная изоляция привела к плачевному результату: такие дети, будучи тепличными растениями, не могут адаптироваться в окружающем чужом для них мире, а их сверстники в свою очередь неспособны принять в свою компанию инвалидов. Но в улан-удэнском детском саду N3 "Колобок" существует свой маленький мир, где неважно: здоровый ребенок или же с ограниченными возможностями.
Для того чтобы обеспечить детей с отклонениями безбарьерной средой обитания, на базе детского сада "Колобок" были созданы интегрированные группы.
— Если растить ребенка дома, то он явно не сможет адаптироваться в реальном мире, — говорит заведующая детским садом Мария Гахова.—- Если не давать птенцу летать, то в дальнейшем он уже не выпорхнет из гнезда. Многие родители напрасно придерживаются мнения, что изоляция - - лучший метод воспитания для больного ребенка. Я не отрицаю, что пути таких детей трудны и тернисты, и им придется неоднократно выслушивать насмешки со стороны глупых и недалеких. Но ведь каждому хочется видеть своего ребенка самостоятельным, поэтому не следует создавать для него микромир. Очень важно дать ребенку элементарные знания об окружающем мире, развить в нем способность к общению и самообслуживанию.
Как правило, в интегрированных группах процесс адаптации малышей с ограниченными возможностями проходит без особых трудностей и каких-либо осложнений. Так как дети вместе растут и ежедневно находятся рядом друг с другом, то какие-либо различия между ними просто исчезают. Одни дети с малых лет учатся понимать, что такое жалость и сострадание, другие — общаться и жить в коллективе.
Впервые группы интегрированного типа были открыты в 2002 году. Работа была начата с ребятишками раннего возраста. Пока дети маленькие, им легче воспринимать друг друга такими, какие они есть.
— Создание интегрированных групп привело к тому, что очень "тяжелые" дети быстро адаптировались, стали активно общаться. У многих детей восстановилась речь, — рассказывает Елена Сагакова, старший воспитатель "Колобка", — Помимо ДЦП у детей бывают и сопутствующие заболевания, но благодаря курсам интенсивной терапии мы добиваемся неплохих результатов. Мы стараемся сделать так, чтобы малыши могли познавать окружающий мир. Поэтому часто устраиваем различные экскурсии, к примеру, недавно у нас был выезд в пожарную часть. Детям очень понравилось, они до сих пор под впечатлением.
К настоящему времени в детском саду накоплен большой опыт по реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
— ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается, - говорит Мария Гахова. — Главное, вовремя начать курс лечения. Лучше, если ребенку полтора или два года, тогда процесс пойдет быстрее, и уже к семи-восьми годам малыш сможет пойти в школу, причем совершенно не обязательно, что во вспомогательную.



^