05.01.2004
В столице Бурятии началась реформа местной власти. В ближайшее время нынешний муниципалитет утратит ряд своих полномочий. Они перейдут на самый нижний уровень — в микрорайоны и поселки, которые, собственно говоря, и образовывают Улан-Удэ.
Это большой и важный процесс. Его цель — сделать власть ближе к населению и вовлечь людей в процесс управления своим микрорайоном, сделать их более ответственными за жизнь родного околотка. О том, как продвигается реформа в Улан-Удэ, читателям газеты рассказывает Александр Долбак, заместитель мэра по развитию местного самоуправления.
Мэрия отказывается от части власти
В Улан-Удэ первым микрорайоном, где осуществляется реформа, стал 102 микрорайон. Там создан Комитет по самоуправлению 102 квартала. Он создан по желанию жителей. Это особенность нынешней реформы, которая опирается на инициативу "снизу", а не "сверху".
Самоорганизовавшиеся граждане берут на себя ряд вопросов, которыми они хотят заниматься сами. Например, охрана общественного порядка в своем микрорайоне, содержание жилфонда, благоустройство (дороги, озеленение и т.д.) и т.д.
Процесс в целом близится к концу. Осталось немного. К примеру, надо определить границы 102 квартала, т.е. территорию, на которой действуют полномочия Комитета. Границы должен утвердить Горсовет на основе предложений от населения.
Подобные Комитеты по территориальному самоуправлению должны появиться в каждом улан-удэнском микрорайоне, поселке. Это будут официально зарегистрированные общественные организации со статусом юридического лица, со своими банковскими счетами, Уставами, другими атрибутами. Они имеют право заниматься некоммерческой деятельностью, т.е. вся поступившая прибыль должна направляться на реализацию поставленных целей и осуществление функций, принятых от мэрии.
В Улан-Удэ предполагается создать около тридцати территориальных Комитетов. Каждый из них будет самостоятельно и под собственную ответственность работать на своем участке по вопросам местного значения.
Однако не начнет ли столица Бурятии распадаться на отдельные поселки? Не лишится ли сложнейшее городское хозяйство %$(-.#. управляющего центра? Может ли город превратиться в набор разрозненных муниципальных участков с маленьким мэром во главе каждого?
Как заверил нас Александр Долбак, этого не произойдет. Несмотря на развертываемую реформу, самые важные функции все равно останутся за общегородскими органами власти. Они передают в поселки и микрорайоны только те функции, которые в поселках способны нормально осуществить. Традиционное деление Улан-Удэ на три административных района также сохранится.
На какие деньги жить микрорайонам
Осуществление каких-то властных полномочий требует финансового обеспечения. Здесь отметим, что налоги от промышленных предприятий, торговых точек и т.д. не будут оставаться в бюджетах тех поселков, где они дислоцируются. Иначе разные части города за один месяц разделятся на богатые (наподобие п. Мясокомбинат, ПОШ, Авиазавод) и бедные — п. Стеклозавод, Энергетик, все "спальные" 40-е кварталы и др. На такое власть не пойдет никогда!
Бюджет поселковых Комитетов по самоуправлению будет формироваться из собственных доходов, которые можно получать от сдачи в аренду помещений, подвалов, размещения на территории рекламных щитов, организации "комитетских" автостоянок и т.д. Если общегородская власть передает Комитету полномочия по благоустройству поселка, асфальтированию дворов, установке скамеек, то передает ему и соответствующие средства (если эта статья расходов предусмотрена в бюджете города).
Чтобы никому не было обидно, высчитывается бюджетообеспеченность на душу населения. К примеру, все городские средства на асфальтирование делятся на количество горожан. Умножив коэффициент на количество жителей в конкретном микрорайоне, получаем сумму, которую мэрия передает Комитету. Чем больше жителей, тем больше денег на асфальтирование даст городская казна. Комитет сам нанимает рабочих и асфальтирует родные улицы.
Поселковые Комитеты, которые скоро начнут создаваться то в одном, то в другом поселке Улан-Удэ, — это более высокий уровень самоуправления граждан, чем, допустим, домовой комитет подъезда. Да и функции у домового комитета другие, ему не передаются полномочия от городской власти.
Комитет по самоуправлению не обязательно должен целиком охватывать территорию поселка. В том же п. Мясокомбинат их можно создать два, три, четыре... Даже два дома могут его создать. Но объединить исторически сложившийся квартал в один Комитет просто логичнее.
Окраины получат власть
Реорганизация местной власти идет по всей стране. В мэрии создан специальный отдел по развитию местного самоуправления. Его работники разъясняют населению суть реформы, побуждают к действию и всеми силами помогают инициативным жителям, вплоть до предложения типового Устава. Это актуально и потому, что в ряде поселков местная власти вообще исчезла.
Так, раньше в п. Зверосовхоз за счет городского ЖКХ существовал и работал глава поселка, маленькая администрация. Сейчас коммунальщики отказались от этого. У них есть такое право. Такая же ситуация на Левом берегу, Стеклозаводе, Авиазаводе, прочих отдаленных местах.
Глав микрорайонных Комитетов самоуправления будут избирать не всеобщим голосованием, а на конференциях. На конференциях соберутся несколько десятков человек, которых делегируют туда жители какой-либо улицы, дома. На эту хлопотную должность никто не рвется. Поэтому на начальном этапе, чтоб заинтересовать глав, городским властям придется доплачивать им определенную зарплату.
Вторым поселком, где будет организовываться Комитет, стал Зверосовхоз. Недавно там был проведен сход жителей. По свидетельству Александра Долбака, людям надоел беспорядок. Многие поддерживают новые идеи. Людям надоел всеобщий развал и пьянство. Улан-Удэ изучил опыт Новосибирска, Красноярска, Хабаровска. Там это начинание дало хорошие, добрые результаты.
Закон о местном самоуправлении будет вводится постепенно. Если в него не внесут изменения, то в Улан-Удэ больше не будут проводить выборы мэра. Его принимает на работу по контракту Горсовет. В г. Чите подобная практика уже есть. В ближайшее время будет четко разграничена ответственность разных уровней власти. Бюджет города не должен нести ответственность по льготам, установленным федеральными властями.
^