30.03.2005
Весьма полезно обновлять не только свой гардероб и круг знакомств, но и более глобальные вещи. Например, автопарк, пусть даже он состоит из одной-единственной машины. В данной статье речь о том, где можно купить машину и как лучше это сделать.
Оставь заначку!
Для начала определимся с суммой покупки. Существует мудрое правило: ни в коем случае не приобретать машину на все деньги. Даже если речь идет о новеньком авто из салона, после покупки последует еще немало расходов: оформление ОСАГО и других видов страхования. Например, в случае приобретения машины в кредит через банк вам придется застраховать ее от угона и ущерба, это обязательное условие данной сделки. Даже обзавестись всеми нужными причиндалами типа огнетушителя, аптечки, троса и т.п. что-то стоит. Нелишними будут сигнализация, музыка и прочие приятности. Если же вы покупаете побегавшую, немолодую машину с рук, то вам нужно будет произвести "ритуальный танец" заботливого автовладельца. Список действий при этом длинен, и из него ничего не выкинешь. Начинает его полная диагностика машины, по результатам которой могут последовать замена масла и ремня ГРМ, всяких сальников-пыльников, переобувание резины и множество самых разных работ. Вспомним про "обмывание" и о заливке полного бака горючки, наконец. В данный момент 50 литров 92-го бензина стоят 800 рублей — тоже сумма. Хороший хозяин проверит углы установки колес (сход-развал), отрегулирует двигатель (зажигание, холостой ход). Ибо жизнь свидетельствует: не бывает машины в стопроцентно идеальном состоянии, а владельцы, которые с маниакальной скрупулезностью исправляют малейшие недочеты, — это единичные случаи. Можно, конечно, поступить по формуле "сел- поехал". Но это неправильно: перед продажей не принято проводить дорогостоящих и внешне незаметных работ. Вряд ли кто-то поедет на ультразвук чистить форсунки: дешевле и легче залить в бак присадку.
Итак, шкурный вопрос решен. Ваши сбережения поделены на две неравные кучки: побольше — на машину, поменьше — на ее первое большое техобслуживание. Возможен и обратный вариант, но о нем ниже.
Если денег мало
Допустим, вы выделяете на сам автомобиль сумму до 100—120 тысяч рублей. Новая машина не светит, на Восток ехать нет смысла, потому покупать нашу будущую ласточку будем поблизости. У нас три пути. Прямо пойдешь — на Приречную попадешь. Там расположена "балка" — место, где сограждане избавляются от своих колымаг, "дроволетов" и "трахом", а также продают "беспробег". Самая дешевая машина из Японии без пробега по России стоит не менее пяти с половиной тысяч долларов. И то ее поискать придется. Шесть—семь тысяч — вот сколько просят за легковушку гольф-класса (то есть размерами с "жигули"). Поэтому обратим жадные взоры на старичков, по Родине побегавших. Вам предложат самые разные автомобили: от Toyota Corolla до Nissan Laurel, год выпуска будет 88—94. И кое-кто из этих ветеранов будет вам по карману. Конечно, маленькая Королла дешевле упакованного Лауреля, но на цену сильно влияют год выпуска, техническое состояние автомобиля и степень амбициозности продавца. Профессиональные продавцы, акулы рынка, отдадут вам машину по наивысшей цене, хотя приобрели ее по минимальной. Потому что работа у них такая, и называются они перекупщики, или короче — перекупы. Кроме них на рынке обитают перегонщики или перегоны. Они берут машины на Востоке (Владивосток, Находка, Уссурийск), пригоняют или перевозят (контейнером или в грузовике) сюда. Они накидывают свой процент, это примерно тысяча—полторы долларов "поверх" цены Приморья. Отсюда следует вычесть расходы по доставке машины и зарплату перегонщика, и получается совсем не большая сумма. Причем лучше брать машину, которая только что пришла с Востока на рынок: иногда с машины продают то, за что можно получить деньги: крутую магнитолу, литые диски, резину и аксессуары. Особенно "раздеванием" грешат на Зеленке во Владике. Наши же наоборот стремятся привезти в багажнике машины вышеперечисленную мелочевку дополнительно, чтоб не гонять порожняка.
Посещать рынок лучше в выходные, с самого утра и до трех-четырех часов дня, тогда он работает в полную силу и полон машин. Кроме профессионалов, на балку выезжают и обычные автовладельцы, которые пять будних дней спокойно работают, а в выходные занимаются продажей машины. С ними торговаться проще.
Теперь о втором и третьем пути. Направо пойдешь — объявление прочтешь. Закупите все свежие газеты бесплатных объявлений и обзвоните все заинтересовавшие вас варианты. Стоящие посетите, не отбрасывая те машины, что за пределами ваших финансовых возможностей. Потому что ширина слова "торг" может простираться вплоть до 20 (!) тысяч рублей. Повинуясь неписаному правилу, продавцы всегда ставят завышенную цену. Сбить ее до реальной легко, если вы ориентируетесь в ситуации и цифрах. Для обретения этого полезного навыка достаточно недельку-другую посвятить изучению порядка цен на нужную вам модель. Однако лучше не ставить жестких рамок: часто попадается очень привлекательный вариант другой модели и даже марки или класса. Стоит сформулировать требования одной-двумя общими фразами. Например: экономичная машина для поездок по городу с одним, редко двумя пассажирами. Или: вместительный автомобиль с полным приводом для загородного отдыха. Или: дизель плюс механика, свежий год. Ищите машину, у которой совпадает с вашими представлениями то, что важно. Цвет кузова или марка не имеет такого уж огромного значения. А вот тип КПП или привод (задний или передний, полный постоянный или полный отключаемый) — это уже существеннее. Забавно, но вкусы водителя — не такая уж незыблемая штука: купив не совсем устраивающую вас машину, вы можете неожиданно для себя перевоспитаться и полюбить ее. И будете удивляться, что раньше вы не понимали: вот что является на самом деле идеалом. Это особенно актуально для самых хитрых, которые дают встречное объявление: "Куплю такую-то машину". Как свидетельствует опыт, продавцы звонят им и предлагают самые разные варианты. В их число входят и автомобили за 70% цены — не потому, что плохие, а просто не все люди знают цены. Это, между прочим, нелегко: стоимость машин непрерывно растет (по прогнозам, к лету она еще подскочит).
Очень хорошие машины встречаются на СТО. Сами мастера иногда продают автомобили. Или укажут, кто из их клиентов продает. В этом случае есть некая гарантия и есть кому предъявить претензии, если что. Сами автослесари, разумеется, разбираются в машинах и являются источниками ценной информации. По душам поговорите с человеком в промасленной робе, многие из них могли бы книги писать.
Зри!
Впрочем, где бы вы ни встретили свою ласточку — по объявлению, на рынке или встретили на улице с плакатом "Продается, телефон такой-то", вам следует быть осмотрительным. Первое, что нормальные люди делают с потенциальной покупкой — тщательный осмотр. В нашей ценовой категории первое — это оценка внешнего вида. С документов на угон пусть начинают те, кто покупает дорогую тачку. Обычно внешний вид приблизительно соответствует внутреннему техсостоянию. Потому что в эксплуатации находятся не кузов или двигатель, а все вкупе. Допустим, первое впечатление вас удовлетворило и машина не вызывает стойкого отвращения. Хотя последнее можно проигнорировать — если вы берете ее ненадолго. Второе действие грамотного "покупашки" (так нас называют перекупы и прочие) — это посещение хорошей СТО, а лучше нескольких. Не жалейте времени, пусть мастера заглянут буквально во все места и все проверят. Чем круче оснащенность станции приборами — тем предпочтительнее. Чем больше найдут в машине изъянов — тем значительнее торг. Пусть продавец трепещет.
Аналогичен способ действия при поиске машины в соседнем Иркутске. Это большой город, выбор там в разы шире, а цены немного ниже. Имеет смысл туда поехать, если у вас есть там знакомые автомобилисты, знакомые с тамошними СТО. Авторынок в предместье Рабочее поражает своим размахом жителя Бурятии, привычного к скромности, если не сказать убогости, выбора. Туда неплохо съездить просто на экскурсию — для общего развития полезно. Рынок полон в субботу-воскресенье.



^