14.03.2013
В пятницу пятнадцатого марта в Бурятии пройдут выборы в первую Общественную палату республики. Впрочем, пока определится лишь половина состава, представляющая собственно общественность. Оставшуюся половину, равными долями по семь человек, назначают глава республики, Народный Хурал и Совет муниципальных образований.
В пятницу пятнадцатого марта в Бурятии пройдут выборы в первую Общественную палату республики. Впрочем, пока определится лишь половина состава, представляющая собственно общественность. Оставшуюся половину, равными долями по семь человек, назначают глава республики, Народный Хурал и Совет муниципальных образований.

Опора вертикали  

В последние годы власти ударными темпами строят в стране гражданское общество. Наша республика не отстает от этого процесса, где-то даже вырываясь вперед на пути его построения. Но либо из-за отсутствия понимания, что это такое и с чем его едят, либо из-за нежелания понять, власти строят его таким, каким ему должно быть, по их мнению. А институтам гражданского общества, как видно, должно быть опорой власти в работе с обществом, то есть еще одним инструментом в бюрократической системе властной вертикали. Но даже если исходить из этой предельно упрощенной логики, у чиновников получается пока не совсем хорошо.

Должность уполномоченного по правам человека республики досталась члену правящей партии, бывшему министру внутренних дел. Но дело даже не в его прошлой работе, а в том, что кресло ему досталось в результате подковерной политической борьбы. В ходе которой участникам, разумеется, не было дела до таких мелочей, как опыт работы в правозащитной деятельности.

С Общественной палатой несколько иная ситуация. Нет, государство и здесь застолбило за собой половину мест. Чтобы палата всерьез не заигралась в гражданское общество. Но другая половина избирается самими общественными организациями, и здесь появляется шанс, что она не превратиться в мертворожденный орган «общественной» поддержки любых действий власти.

Нужна репутация  

По мнению известного в республике общественного деятеля Эржены Будаевой, первая и главная задача Общественной палаты состоит в том, чтобы заслужить хорошую репутацию.

«Если посмотреть по стране, в целом есть негативное отношение к Лбщественной палате. К этому отношение даже более негативное, чем к факту, когда «размножаются» чиновники. В Интернете люди даже пишут, зачем еще сорок два «дармоеда» на нашу шею. Причем, ни один из сорока двух человек не должен получать зарплату», - говорит Эржена Будаева.

Напомним, все члены Общественной палаты, кроме специалистов, обеспечивающих его работу, работают на общественных началах. Тем не менее Общественная палата просто не имеет право работать плохо, считает Эржена Будаева:

«Нам нельзя провалиться с Общественной палатой, это важно нам, общественникам, - говорит Будаева. – И так у нас репутация в обществе неоднозначная».

Для исправления ситуации необходимо, по ее мнению, чтобы палату возглавили активные общественники, способные поднять «кипиш» и организовать работу.

«А если там председателем станет какой-нибудь чиновник с большой пенсией, он будет приходить на заседание, вести его, и будет, как в Чите, где, по отзывам общественников, все заседания скучные, с малым «кпд». А если ее возглавят настоящие общественники, когда человек сам «горит», тогда будет нормальная работа», - считает она.

Решают чиновники  

Таким образом, одним из основных условий успешной работы палаты и возникновению к нему доверия является минимизация участия государства в ее работе. Но пока с этим все идет не совсем гладко. Так, коммунист Сергей Будажапов ранее возмущался составом оргкомитета по выборам в палату, который получился, по его мнению, слишком чиновничьим.

«Вы бы хоть смеха ради одного нечиновника включили», - заявлял он. Тем не менее председатель оргкомитета Михаил Харитонов ответил, что его состав не будет влиять на работу палаты, так как функции оргкомитета чисто технические.

Но на последнем заседании оргкомитета перепалка между Петром Носковым и Ириной Смоляк дала понять, что и в технических вопросах могут возникнуть конфликтные нюансы. Камнем преткновения на этот раз стал вопрос о том, где публиковать список кандидатов в палату. Зампред выступал за предоставление информации исключительно на правительственном сайте, тогда как его заместитель просила то же еще и в газете.

Вопрос  

А между тем, обсуждался далеко не праздный вопрос. От этого зависит, например, как много людей узнает о кандидатах, насколько интенсивным будет их общественное обсуждение. В конце концов, при размещении информации в разных источниках больший круг читателей узнает о том, что будут выборы и создается некая палата, которая будет решать те или иные задачи, что является определяющим условием при работе ОП. Поэтому после некоторой перепалки чиновники все же решили продублировать информацию в газете.

Тем не менее это показывает, насколько чиновники не являются техническими фигурами при организационных вопросах. Наверное, если во главе палаты встанут активные общественники, она будет нормально работать и заслужит доверие среди населения. Но нужно ли это государству, совсем другой вопрос.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^