06.04.2005
Через несколько месяцев в Бурятии появится совершенно новая власть. Возникнет она на самом нижнем "этаже" — в деревнях и селах. Принято решение вплотную приблизить власть к народу, а народ — к власти. Скоро каждый желающий сможет попробовать свои силы. Например, выдвинуться в депутаты деревенского парламента. Каждый из районов Бурятии уже поделен на новые административные единицы — муниципальные сельские, городские поселения. Как нам рассказали в Комитете по вопросам госслужбы, статус и границы каждого поселения были определены 31 декабря 2004 года, когда Президент Леонид Потапов подписал соответствующий закон.
Отныне Бурятия поделена на 21 район, два городских округа (г. Улан-Удэ и Северобайкальск), а также 273 сельских и городских поселения (в основном это поселки городского типа, расположенные на селе).
К примеру, на базе Бичурского и Кировского сельсоветов было решено организовать одно сельское поселение "Бичурское", с центром в с. Бичура. А на территории п. Джида образовано городское поселение. Сельское поселение "Иволгинское" кроме с. Иволгинск, вобрало в себя Каленово, Верхнюю Иволгу, Ключи, Колобки, Красноярово, Тапхар и Шалуты. Сельских поселений, которые состоят из нескольких населенных пунктов, очень много.
Границы сельских поселений нарезались исходя их весьма любопытного принципа — пешей доступности. Житель любой деревни, входящей в состав поселения, должен иметь возможность в течение дня дойти пешком от дома до центрального села поселения, иметь время решить там свои вопросы и вернуться назад домой!
Выполнить это условие в такой "разбросанной" республике, как Бурятия, оказалось сложно. Поэтому "одинарных" сельских поселений тоже было создано немало. Так, Закаменский район поделен аж на 23 сельских поселения и одно городское (г. Закаменск). Никакого объединения не было: здесь статус сельского поселения получила почти каждая деревня. Лишь в Ехэ-Цакирском и Холтосонском поселениях соединено по два закаменских села, по счастливой случайности расположенных близко друг к другу.
Полностью исполнить "пешеходный" критерий в Бурятии все равно не получилось: встречаются очень мелкие и удаленные деревеньки, где даже население не пожелало, чтобы там создавался свой орган самоуправления, а высказалось за присоединение к ближайшему поселению. Поэтому в исключительных случаях, особенно на севере, критерий пешей доступности не действует.
Новообразованные муниципальные поселения размещаются по территории республики неравномерно. Допустим, в Иволгинском районе сельские поселения размещены очень плотно. Покидая землю одного поселения, тут же попадаешь на землю другого. Другие поселения располагаются этакими "островками жизни", разделенными участками, которые находятся в ведении районной власти.
18 сентября этого года поселенцам предстоит выбрать своих деревенских парламентариев и президентов. На это будет выделено двенадцать миллионов рублей. Больше трети муниципальных поселений имеют население менее тысячи человек. Поэтому парламенты поселений будут очень маленькими. Иволгинское поселение будет иметь пятнадцать депутатов, Сотниковское — десять, Желтуринское и Нижнежиримское — по восемь... В каждом поселении будет утвержден свой Устав, макеты уже разосланы по селам.
До января будущего года у новой власти и населения есть время подумать, что делать дальше. Потом начнется реальная жизнь.
В наиболее грустном положении окажутся поселения, в которых нет производства, не развита торговля, малое предпринимательство, остаются нерешенными земельные вопросы. Поселенческая власть получит в свое распоряжение все поступления от налога на имущество физических лиц и земельного налога. Также бюджет поселения будет получать десять процентов подоходного налога и тридцать процентов единого сельскохозяйственного налога, собираемых на его территории. Суммы сборов по разным селам сильно различаются.
В идеале надо, чтобы в селах процветали фермеры, да и остальные тоже были при работе, получали хорошую зарплату и имели много имущества. К сожалению, таких идеальных сел в Бурятии нет.
Полномочия районной власти и властей сельских поселений жестко разграничены. Список полномочий поселенцев состоит из 27 пунктов: организация на местах тепло-, водо- и электроснабжения, организация снабжения населения дровами, надзор за состоянием клубов, спортплощадок, содержание дорог внутри села (за дороги между деревнями отвечает районная власть), борьба с мусором, озеленение, снабжение поселения первичными противопожарными средствами (ящики с песком, щиты с инструментами...) и т.д.
Кроме того, для решения конкретного вопроса жители сельских и городских муниципальных поселений могут пойти на самообложение, т.е. на местном референдуме или сходе жителей принимают решение собрать с каждого определенную сумму и, допустим, построить мостик через ручей.
Чем закончится попытка вовлечь простых людей в управление повседневной жизнью села, захотят ли те взять на себя часть ответственности за свою жизнь, сказать трудно. Конечно, в целом ряде сел нововведение воспримут с энтузиазмом. Однако bkaog( жителей бурятской глубинки, к сожалению, уже ни во что не верят, ни к чему не стремятся и не могут даже убрать мусор в своей ограде. В таких деревнях, пусть им даже всучат полномочия, не изменится ничего.
Главным итогом реформы сельского самоуправления станет то, что деловые и работящие села начнут развиваться и благоденствовать, а депрессивные будут по-прежнему пить спирт да просить деньги из бюджета. И что самое интересное — деньги им будут продолжать давать и давать.



^