21.03.2013
Известный психолог учит детей, как преуспеть в жизни
Известный психолог учит детей, как преуспеть в жизни

«Дайте мне любого ребенка, и я сделаю из него гения», - это сказал легендарный саксонский педагог Карл Витте. Однако эти же слова можно применить и в отношении психолога Юрия Гатанова, который на практике доказал – соблюдение основных правил в развитии детей может привести к поразительным результатам.

Эксперимент удался

Еще в 1991 году Юрий Борисович начал внедрять в Улан-Удэ свой проект – школу МиКЭБИ (Мировая Культура, Экология, Бизнес, Инициатива). По словам Юрия Гатанова, в этой программе были обобщены передовые технологии обучения и современные теории развития способностей и личности, была создана уникальная авторская методика обучения детей:

- Мы решили создать школу, где бы происходило развитие личности, развитие интеллектуальных качеств и способностей детей. Мы опирались на психологическую концепцию Абрахама Маслоу о том, что человек может полноценно реализовать свой потенциал, если у него развиты определенные качества личности: уверенность в себе, мотивация «надежды на успех», высокая работоспособность, адекватная самооценка, устойчивость к стрессовым ситуациям и др. Доказано, что, к примеру, быстрей обучаются читать не те дети, у которых более хорошая память, мышление, а те, у которых выше уверенность в том, что они обязательно научатся, те, кто верит в свои силы, - рассказывает Юрий Гатанов.

Сначала школа МиКЭБИ развивалась на базе школы № 33 (в течение 2 лет), затем на базе лингвистической гимназии № 3. Учебный материал, содержание предмета не менялось, но технология обучения на уроках разительно отличалась от стандартных.

На уроках математики дети путешествовали на «машине времени». Прилетали, например, в Древнюю Грецию, Монголию, Китай. И действовали по «правилам» той эпохи. Зарабатывали древнегреческие драхмы, проходили испытания.

- Мы хотели, чтобы детям было интересно. Потому что когда учащийся эмоционально включен в деятельность, то память, внимание и мышление работают на максимуме, - вспоминает психолог. – Цели, чтобы дети получали пятерки по всем предметам, у нас не было. Хотя только в одном из выпускных годов у нас было 27 золотых медалистов.

Так или иначе, но все дети, которые были причастны к уникальному эксперименту, по сей день преуспевают в жизни. Ребята стали студентами и аспирантами ведущих университетов мира и России: Гарварда, Кембриджа, Варшавского университета, МГУ, СПбГУ и др.

Неспособных детей не бывает

Юрий Гатанов уверен – неспособных детей просто не бывает. Развить талант можно в любом человеке.

-- Есть технологии определенные, с помощью которых можно развивать способных детей. На самом деле, если мы возьмем любого ребенка и попытаемся его развивать, то многое зависит от того, во что верите вы как родитель. Какой предел вы ставите своему ребенку, часто таким он и будет. Ребенка можно научить читать в один год, то есть главное- верить, что это возможно. И понять, как это сделать.

Еще одно золотое правило – ребенка никогда не надо сравнивать с другими детьми. Главный принцип – сравнение с самим собой. И соответственно, развитие относительно себя самого.

-- Например, дальновидный отец не скажет своему ребенку в укор, мол, ты забрался всего на третью ступеньку лестницы, а вон все ребята уже давно на пятой. Он скажет: «Ты молодец, сделал все, что мог!» Завтра похвалит, что сын осилит уже четвертую ступеньку. А потом, глядишь, ребенок побьет все рекорды и залезет туда, куда остальные дети даже боятся смотреть, - объясняет психолог.

Такая система воспитания не только дает положительные результаты, но и приводит к тому, что дети растут доброжелательными, позитивными. Такие черты, как зависть, нервозность, постоянное психологическое напряжение, им просто не присущи. Они реализовывают себя, повышают свою самооценку, не сравнивая себя с другими, никого не унижая.

Но самое главное – нужно знать основные положения теорий развития способностей. Родители и учителя часто придерживаются обыденной теории способностей, которая противоречит современным научным теориям. Простой пример.

-- Представьте, что к маме пришел ребенок, который учится в пятом классе. Допустим, он легко получает пятерки по математике, а вот по русскому языку совсем все иначе, даже четверки – большая редкость. И вот однажды этот школьник приходит к маме и рассказывает ей, что получил очередную пятерку по математике и четыре по русскому языку. За что его похвалит мама? Конечно, за четверку по русскому. Но последствия от такого шага - не самые лучшие, - считает Юрий Борисович.

Ведь у этого ребенка явно выражены способности в математике. Значит, если мы хвалим ребенка за успехи по русскому языку, а ребенок хочет быть хорошим в глазах мамы, то он будет больше времени уделять русскому языку, хотя имеет больше способностей по математике, где он мог бы достичь значительно лучших результатов. Подумайте, занимаясь каким предметом, он будет приобретать уверенность в себе, хорошую самооценку и, занимаясь каким предметом, он приобретет низкую самооценку, неуверенность, зависть к другим. Ответ очевиден.

-- С точки зрения развития способностей, ребенок должен получать максимум внимания и поддержки в занятиях теми предметами, той деятельностью, в которых он преуспевает, сосредоточиться на том, что ему интересно, что у него легко и быстро получается, - говорит Юрий Борисович.

Человек, приобретший опыт достижения высоких результатов, может перенести его в будущем на те области, которые он посчитает важными для себя.

Новые планы

Сейчас по уникальной программе МиКЭБИ работает одна из школ города Москвы, есть классы по развитию творческого мышления и в других городах России, Украины, Прибалтики и Белоруссии. Что касается Бурятии, то в ближайшее время Юрий Гатанов планирует возродить систему МиКЭБИ, начиная с младших классов, чтобы учащиеся могли полноценно развивать свои способности. Планируется это сделать в гимназии № 3, школах № 25 и № 19, а также в Выдринской школе Кабанского района. Кроме того, старшим школьникам будет предоставлена возможность углубить свои знания.

- Начать мы решили, по согласованию с министерством образования и науки Республики Бурятия, с физики и русского языка, – говорит психолог. - Со школьниками в интерактивном режиме и с выездом в школы будут заниматься лучшие педагоги Санкт-Петербурга. В будущем, предполагаются математика, английский язык, программирование, химия.

Главное - успеть

Нужно помнить, что если способности не развивать, то они угасают. Причем, по психологическим исследованиям, наибольшее снижение интеллекта происходит у одаренных детей в начальных классах. Поэтому важно как можно раньше начать правильно развивать свое чадо.

Об этом психолог будет рассказывать на своем семинаре «Ваш талантливый ребенок» в эти выходные. Оказывается, для того чтобы воспитать гения, не обязательно быть психологом или педагогом. Освоив азы, определенные принципы воспитания и развития, осваивать их можно будет дома, на своем ребенке. Как показала практика, результаты не заставят себя долго ждать.

«Любой ребенок может стать гением, если его правильно развивать», - с улыбкой подытоживает Юрий Гатанов.

Василиса Шишкина, «Номер один».


^