04.04.2013
Частники провалят нужную для Улан-Удэ реформу общественного транспорта
Частники провалят нужную для Улан-Удэ реформу общественного транспорта

Превращение улан-удэнского общественного транспорта в удобный способ передвижения откладывается на два месяца. Система по отображению всей информации о маршрутках в режиме онлайн в Сети, по замыслам чиновников, вступит в строй к 1 июня. Но в полной мере ожиданиям, скоре всего, не суждено сбыться.

Маршрутки по Интернету

В соответствии с планами, к июню будет создан сайт, на котором любой пользователь Интернета сможет увидеть нужный ему маршрут на карте и узнать, через какое время автобус доедет до остановки. Впрочем, это последний этап работы. А пока городское управление транспорта закупает оборудование для диспетчерской службы и десяти электронных табло, которые будут показывать точное время прибытия автобусов и маршруток.

«Мы в конкурсную документацию забили установку, наладку десяти информационных табло. Все это будет отлажено с общей системой, т.е. мониторинг через ГЛОНАСС и вывод фактического времени прибытия транспорта на информационное табло », - сказал начальник управления транспорта и связи Андрей Баскаков.

Пока неизвестно, на каких именно остановках они будут установлены.

«Наверное, мы дадим районным администрациям право определить, где информация нужнее всего. Будем также привязываться к тому, что у нас Год туризма. А основная масса туристов – это все же центр города», - отметил чиновник. Сеть табло в будущем будет расширяться, «если все пойдет нормально», заявил Андрей Баскаков.

Еще в конце января он говорил, что подготовительные работы ожидается закончить к 1 апреля. Но сейчас понятно, что это оказалось невыполнимым условием.

«Сейчас решается вопрос по организационно-штатной структуре диспетчерской службы. Диспетчеры будут сидеть в три смены, чтобы мы могли визуально контролировать весь транспорт. И, как только все отладится, мы планируем вывести все это в Интернет», - сказал чиновник.

Вот тогда и смогут жители города, перед тем как выйти из дома или офиса на остановку, заглянуть на сайт (он пока в проекте) и спланировать маршрут.

«Заходите на сайт, на сайте карта города, на котором двигаются точечки с обозначенными номерами маршрутов, – говорит Андрей Баскаков. - На остановке вы зашли на сайт, посмотрели и видите, что ожидаемый вами маршрут должен вот-вот подъехать. Сейчас многие люди оснащены смартфонами, планшетниками».

К слову такая система давно работает в странах Европы и существенно облегчает жизнь горожан. Ведь благодаря ей у пассажиров исчезает надобность стоять на холоде или под дождем, дожидаясь маршрутку, которая неизвестно еще когда подойдет.

Слежка за частником

Кроме удобства пассажиров, транспортным чиновникам станет существенно легче контролировать маршрутки.

«Нам самим удобнее, когда мы видим каждую единицу транспорта, которая двигается по улицам города, с помощью спутника, – говорит Андрей Баскаков. - Нам не надо людей направлять, мониторить на месте, время проставлять по фактическому прибытию. Это все прошлый век».

Но не так радужно настроены сами маршрутчики. Их прозаическое настроение подкрепляется думами о недостаточности тарифа за проезд и тем, что навигационные приборы водители должны покупать сами.

«Зачем нам нужно устанавливать ГЛОНАСС за свои деньги, если к концу года мы должны продать свои машины?» - задается вопросом водитель одного из маршрутов Николай Семенов.

По его мнению, логичнее было бы оснащать навигационным оборудованием строго за счет городского бюджета (кому надо, пусть тот и платит) только новые автобусы, соответствующие требованиям. Тем более что, если все пойдет по плану и нынешние микроавтобусы к концу года будут заменены на автобусы средней и большой вместимости, количество пассажирского транспорта должно сократиться.

Не приходится сомневаться, что нововведение и последующий полный контроль над пассажирским транспортом явно не в интересах частников. Ведь на карте будет сразу видно, кто превышает скорость, на каком маршруте не хватает автобусов и какие из них не соблюдают график. Поэтому будет интересно посмотреть, все ли глонассы будут работать, и не будут ли они отключаться периодически, расстраивая всю систему. Вполне может так получиться, что из-за такого вида саботажа вся идея сойдет на нет.

Не сработает?

И здесь мы снова возвращаемся к необходимости муниципального общественного транспорта, не направленного на извлечение прибыли. Вот тогда придутся ко двору глонассы с электронными картами, низкие цены и множество других мер, направленных на популяризацию общественного транспорта… На деле мы имеем следующее – последние муниципальные автобусы не могут найти пристанища, трамваи с рельсами ветшают и все меньше способны конкурировать с колесным транспортом. Частные извозчики, между тем, монополизировав всю сферу, теперь диктуют городу цены, добиваясь тарифа в двадцать рублей. Множество разрозненных, но единых в цели заработать как можно больше денег частников будут все нововведения просто саботировать. И городу по факту придется соглашаться и с ценами, и с бесконтрольностью частников. А куда деваться?

В этом смысле очень показательна отнюдь не смешная история, случившаяся в понедельник 1 апреля. По закону к этому дню все междугородные автобусы должны были быть оснащены новыми устройствами – тахографами. За несоблюдение этого требования предполагаются штрафы в размере до трех тысяч рублей для водителя и до десяти тысяч для должностных лиц.

Но, как это часто бывает, в час «икс» много машин оказалось без оборудования. К этому же моменту все наличные тахографы в магазинах города оказались раскуплены, а новые, по словам продавцов, появятся не ранее 5 апреля. Поэтому те, кто не успел установить оборудование заранее, оказались перед выбором – ехать на свой страх и риск, учитывая, что полицейские, скорее всего, будут их проверять, что обернется финансовыми потерями в виде штрафов. Либо отказаться от поездки совсем с такими же неизбежными финансовыми потерями в виде недополученных прибылей. Жертвой же ситуации оказались пассажиры, которые не смогли добраться до пункта назначения.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^