13.04.2005
К юбилею Победы театр русской драмы имени Николая Бестужева готовит премьеру "Василий Теркин". В пьесе задействованы шесть главных героев — рядовых Теркиных, настоящее оружие и амуниция времен Великой Отечественной. Спектакль будет идти не только на сцене — весь театр перейдет на военное положение. Так Русский Драматический театр отметит 60-летие Победы.
Поскольку "Василия Теркина" в театре русской драмы ставят впервые, возникло много трудностей с костюмами и декорациями. Режиссер Евгений Зайд старается сохранить во всем историческую правду. Военная и гражданская одежда с тех времен сильно изменилась, искать ее приходится повсюду. В чем-то выручает и театральная костюмерная. Российская армия помогает маскировочными сетями, снарядными ящиками, планшетными папками. Самой большой проблемой стало оружие. Бутафорские деревянные автоматы неспособны донести до зрителя истинное назначение оружия, а если на сцене будет клацать затвор настоящего "пэпэша", то у театралов будут соответствующие ощущения. Тем более что основными зрителями предположительно будут ветераны войны. А их ведь деревянными муляжами не обманешь.
Содействие в этом вопросе обещала оказать столица. Изготовлением орденов и медалей для спектакля заняты — кто бы вы думали? — заключенные колонии строгого режима. В общем, созданием правдивого образа всенародного героя озабочены очень многие. Осталось только дождаться премьеры.
Премьерный показ состоится 29 апреля. После этого "Василий Теркин" будет идти почти каждый день до 18 мая. В театре искренне надеются, что в эти дни храм искусства посетит большое количество как маститых почитателей сцены, так и новичков в этом деле. Рассказывать о секретах постановки до начала спектакля дело, быть может, не совсем хорошее, однако спектакль обещает быть очень интересным в плане режиссерского подхода. Взять хотя бы то, что артистам сложно играть спектакль в стихотворной форме. Необходимо держать ритм, не делая при этом постановку абсолютно стихотворной, и в то же время не переходить на прозу. Однако самое необычное будет ждать посетителей еще до входа в зрительный зал. В фойе театра они увидят сцену довоенной жизни — картину проводов солдата в армию. Народное веселье под гармонь, согласно сценарию, будет прервано голосом диктора Левитана, объявляющего по громкоговорителю о начале войны, это же сообщение будет заменять традиционные театральные звонки. Два актера накроют маскировочной сетью макет театра, и только после этого зрители войдут в зал. То есть символически они войдут в войну.
Установленный в глубине сцены экран покажет кадры кинохроники со сценами фашистского нашествия, сопровождаемые музыкой Рахманинова. После этого на сцене появится сам Теркин. Одной из главных особенностей постановки будет то, что в каждом из шести эпизодов главного героя играет отдельный актер. То есть характер одного персонажа в одном спектакле покажут сразу шесть артистов! Сделано это опять из соображений многогранности и собирательности образа Теркина. Из известных актеров героя Твардовского сыграют заслуженный артист России Владимир Барцайкин, заслуженный артист Бурятии Дмитрий Панков. А также на сцену выйдут народные артисты России Сергей Панков и Клавдия Никулина. Прошедшая Отечественную войну медсестрой Клавдия Тимофеевна как бы вернется в суровую юность.
Спектакли по бессмертной поэме Александра Твардовского раньше часто присутствовали в репертуаре советских театров. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на себе все тяготы прошлой войны, являлась олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. В образе Василия Теркина воплощены лучшие нравственные качества нашего народа: патриотизм, готовность к подвигу, чувство юмора. Именно в роли этого всенародного героя заслужили успех и признание многие известные актеры: Борис Новиков, Олег Анофриев и другие. В последние годы отечественное кино и театр не часто радуют зрителей подобными постановками, но все же положение меняется. Евгений Зайд, главный режиссер театра русской драмы:
— Многое в спектаклях о войне должно исходить из необходимости рассказывать о ней, особенно молодежи, показывать жизнь простых солдат. Но последние российские пьесы очень жестки, рассказывают страшную правду о минувшем — много смертей, горя, работы заградительных отрядов, расстрелов и прочего. Да, ветераны выстояли, победили, заплатив страшную цену, но нужно ли напоминать об этом им в великий праздник? Я считаю, что не нужно. Поэтому "Василий Теркин" — идеальный вариант. Война, грязь, кровь, смерть, и в то же время — ирония, соответствующее отношение к страшным вещам. Солдат сквозь трудности проходит с улыбкой, чего бы это ему не стоило. Образ главного героя собирателен. Я пытаюсь поставить спектакль так, чтобы каждый ветеран на его просмотре узнал в Теркине себя молодого. Не было бы этого человека, не было бы и Победы.



^