02.05.2013
На минувшей неделе стало известно, что реверсивное движение в Улан-Удэ на улице Иволгинская все же будет введено. Мера вынужденная, но поможет городу она лишь частично.
На минувшей неделе стало известно, что реверсивное движение в Улан-Удэ на улице Иволгинская все же будет введено. Мера вынужденная, но поможет городу она лишь частично.

Упрутся в мосты

Ситуация на этой улице, по которой утром на работу в центр города едут все жители левобережья, а вечером домой, одна из самых тяжелых. В часы пик, даже без «помощи» аварий, пробки могут достигать длины в несколько километров без единой возможности объезда.

Для облегчения движения осенью прошлого года бывший мэр города Геннадий Айдаев предлагал применить «реверсивную» схему, когда из четырех полос две центральные будут менять направление в зависимости от времени суток. Но тогда дело застопорилось в связи с необходимостью оборудовать всю улицу специальными светофорами и разметкой, а это все, как оказалось, стоит немалых денег. Траты на организацию реверсивного движения необходимо было отложить в бюджете заранее. Из-за смены власти в городе позже городской администрации стало не до пробок и экспериментов с реверсивным движением.

И все же в этом году средства из бюджета были выделены. Но концепция организации реверсивного движения поменялась. Исполняющий обязанности главы городского управления транспорта Александр Халбаев сообщил, что на улице будет оборудована пятая полоса движения, для чего будут спилены деревья на одной из обочин. Только после этого можно будет вводить реверсивное движение с одной переменной полосой в центре.

Это позволит, по мнению чиновников, разгрузить дорогу в самые пиковые часы. И все же слабые звенья – два моста с четырьмя полосами - остаются, и даже при организации реверсивного движения будут создавать пробку. По словам Александра Халбаева, специалисты рассмотрят возможность расширения проезжей части и на мостах, но пока неизвестно, как именно это предлагается сделать.

Нарастающий хаос

Все это происходит на фоне нарастающего кризиса, в который скатывается городской транспорт. Многочисленные пробки, как язвы покрывают тело города во многих местах. Маршрутчики устраивают демарши, грозясь парализовать движение в городе. Причем, несколько раундов они выиграли, «уйдя» в отставку бывшего и.о. главы гортранса Андрея Баскакова.

Тот, между прочим, еще месяц назад озвучивал планы, по которым к 1 июня должна была заработать интерактивная карта города с обозначениями маршрутов. К той же дате планировалась установка десяти информационных табло в городе, указывающих время, через которое прибудет на остановку та или иная маршрутка. И хотя Александр Халбаев сказал, что даже после кадровых перестановок и нынешней неопределенности планы все еще в силе, в успешную реализацию планов верится с трудом.

В условиях непрекращающейся кадровой чехарды в этом ведомстве и фактической бесконтрольности частных извозчиков не только планы по созданию системы отслеживания маршруток в Сети, но и вся стратегия города по смене автопарка к 1 января 2014 года грозят оказаться невыполнимыми. Либо, если мэр пойдет на принцип, город окажется в зимние морозы без пассажирского автотранспорта.

В такой ситуации организация реверсивного движения выглядит лишь как попытка городской администрации строить хорошую мину при плохой игре. Но насколько она получится хорошей, покажет время. Впрочем, уже сейчас есть опасения, что благодаря нововведению аварийность на этом участке, которая и так самая высокая в городе, может возрасти, что снова приведет к увеличению пробок.

Что делать

Большая часть мер, из тех, что предпринимаются против пробок в Улан-Удэ, не может быть эффективной в принципе. В основе всей политики властей лежит принцип – транспорт - это самостоятельная отрасль экономики, и она должна быть самоокупаемой. В итоге что трамваи, что муниципальные автобусы – всеми забытые сироты. Их бросили на произвол судьбы конкурировать с действующими практически нелегально частниками. Система общественного транспорта из года в год деградирует, заставляя даже самых бедных жителей города пересаживаться на личные автомобили. Что опять-таки ведет к росту трафика и пробкам.

Без возрождения и всестороннего развития муниципального общественного транспорта строительство развязок и изменение схем движения принесут лишь временное облегчение, а то и вовсе ухудшат ситуацию. В конце концов, все горожане, окончательно разочаровавшись в общественном транспорте, обзаведутся личными автомобилями (ведь можно купить машину на ходу и за 50 тысяч рублей). И город окончательно встанет в пробках.

Но о том, что политику властей в сфере общественного транспорта следует менять, с высоких трибун не говорится ничего. Власть предпочитает осуществлять косметические реформы, а реально решать проблему не собирается.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^