02.05.2013
Некоторые магазины и учителя пытаются воспользоваться законом о школьной одежде
Некоторые магазины и учителя пытаются воспользоваться законом о школьной одежде

Работа над внедрением с 1 сентября школьной формы продолжается. Однако не везде в том формате, как это должно быть. На смену провозглашаемым ранее демократичному подходу и обсуждению проблемы «всем миром» кое-где приходит административное давление и даже угрозы.

«Вчера на родительском собрании нам, родителям учеников из 51-й школы, сообщили, что мы обязаны уже сейчас снять мерки у детей, а за лето выкупить костюмы в фирме «Синар». Объявлено, что если мы этого не сделаем, то к занятиям с 1 сентября наши дети допущены не будут. Руководство школы определило сроки и магазин самостоятельно - не было ни общего собрания, ни опроса», - сообщают в редакцию родители учеников.

Возмущенные родители недоумевают. Почему их заставляют покупать одинаковые костюмы в каком-либо из магазинов? Неужели решать этот вопрос не должны между собой сами родители?

«Мальчишки и девчонки и так ходят в костюмах и деловых сарафанах. Каждый родитель самостоятельно, исходя из финансовых возможностей, выбирает костюм своему ребенку. Нам вчера пришлось написать жалобу на имя директора. В законе вообще сказано, что школа самостоятельно определяет наличие школьной формы. Вот только почему нельзя прописать – просто должен быть деловой стиль одежды?» – спрашивают родители учеников 51-й школы.

Давление недопустимо

Тем временем в комитете по образованию считают такое поведение некоторых школьных администраций недопустимым, и все жалобы такого рода предлагают переадресовывать им.

-- Заставлять покупать одежду в определенном магазине, да еще и угрожать, что в противном случае ребенка не примут в школу, - это, конечно, излишества. До конца учебного года мы все эти вопросы разрешим. Обсуждение того, какой будет форма, должно быть совместным с родителями, без всякого давления со стороны школы, - заявляет начальник отдела общего образования комитета по образованию города Улан-Удэ Дулма Балдарова.

Кроме того, нужно исходить и из материальных возможностей родителей. В одних школах родители с удовольствием идут на то, чтобы приобретать костюмы-тройки с нашивками эмблем того или иного учебного заведения. А в других предпочитают приобретать только одну общую часть гардероба всех одноклассников – например, жилет или жакет одной расцветки.

-- В законе написано, что предусмотрено ношение школьной формы, но не написано, какой именно она должна быть. Кто-то заказывает целые костюмы одинаковые. Но с другой стороны, это могут быть просто серые жилетки одинаковые, а костюм родители покупают каждый сам. И это тоже будет форма, - разъясняет Дулма Балдарова.

Разъяснительная работа в школах будет продолжаться еще целый месяц, по окончании учебного года планируется, что острота проблемы сойдет на нет. И даже если особо непокорные родители отправят свое чадо не в той форме, в какой будут остальные ученики, не впускать ребенка в школу никто не имеет права.

Больше плюсов

Специалисты по детской психологии считают, что в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Как уверяет психолог Оксана Симонова, во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к конкретной школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к своему классу и тем, что они носят особенную форму.

-- Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, - говорит психолог.

По словам Оксаны Симоновой, в школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.

Минус, связанный с введением школьной формы, касается в большей мере не детей, а родителей. Это увеличение расходов, затраты времени, связанные с покупкой формы, организационные моменты.

Василиса Шишкина, «Номер один».
^