09.05.2013
В Народном Хурале прошел круглый стол, на котором был обсужден вопрос противодействия коррупции на муниципальном уровне. В заседании приняли участие депутаты, представители правоохранительных органов, вузов, общественности.
В Народном Хурале прошел круглый стол, на котором был обсужден вопрос противодействия коррупции на муниципальном уровне. В заседании приняли участие депутаты, представители правоохранительных органов, вузов, общественности.

Как отметили участники, противодействие коррупции в муниципальных образованиях (МО) ведется по самым разным направлениям. Наиболее высокие коррупционные риски существуют в сфере землепользования, приватизации, закупок товаров для муниципальных нужд и распределения бюджета.

В Бурятии большое внимание уделяется организационно-структурным методам противодействия. Определен порядок образования Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, порядок проведения проверки достоверности сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и др. К началу 2013 г. было создано 122 комиссии. Выявлено 46 нарушений в декларировании доходов, 6 случаев неподобающего служебного поведения и т.д. Десятки служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

Положителен опыт Улан-Удэ, где создан Многофункциональный центр, работающий по принципу «одного окна». Он исключил личный контакт гражданина-заявителя с чиновниками и оказался действенным механизмом. Опыт будет распространяться.

Свой вклад в предупреждение коррупции вносит повышение информационной открытости деятельности местной власти, нормы, запрещающие создание цепочки «начальник-подчиненный» из родственников, формирование морально-этических установок среди муниципальных служащих РБ. Разработан типовой Кодекс этики, на базе которого в большинстве МО созданы и утверждены свои Кодексы. В трудовые контракты с муниципальными служащими вносятся пункты об ответственности за нарушение этики, правил поведения. Предпринимаются и другие меры.

«Ежегодно до сведения каждого муниципального служащего доводятся положения закона об увольнении в связи с утратой доверия, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве и т.д.», – отметил Леонид Мотошкин, начальник отдела муниципальной службы и организационной работы Комитета территориального развития.

В муниципалитетах утверждаются целевые программы противодействия коррупции. В большинстве МО приняты акты, утвердившие порядок уведомления муниципальным служащим своего работодателя о фактах склонения его к совершению коррупционных нарушений.

Как отметили на круглом столе, обязанности по профилактике коррупционных проявлений чаще всего лежат на соответствующих подразделениях или работниках (чаще всего кадровиках). Кое-где этим занимаются главы МО. «Здесь основная проблема - отсутствие у большинства районов, поселений средств на содержание органов по профилактике коррупционных нарушений», – констатировали участники.

Часто нарушения происходят из-за недостаточного уровня подготовки муниципальных служащих. В органах МСУ остро не хватает юристов.

В 2012 г. и I квартале 2013 г. прокуратурой была выявлена почти тысяча нарушений законов о муниципальной службе, противодействии коррупции. Было возбуждено 5 уголовных дел.
Был опротестован даже ряд Уставов МО (в них незаконно включались дополнительные гарантии для чиновников).

Участники обменялись мнениями. Как отметил Владимир Прокопьев, зав. кафедрой государственного и муниципального управления БГУ, коррупция сопровождает человечество с древнейших времен: «Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов».

«Коррупция была, есть и, скорее всего, будет, - подтвердил Цыденжап Батуев, зам. спикера НХ РБ. – Поэтому тут надо работать не только системно, но и наступательно!»

Служба информации «Номер один».

^