15.05.2013
С 2014 года грядет очередная реформа госзакупок. Вместо вызывающего многие нарекания и споры 94-ФЗ появится закон «О контрактной системе в сфере закупок». Чем он будет отличаться от прежнего и как будут работать власть и бизнес в новых условиях, «Номер один» объяснил руководитель Республиканского агентства по госзакупкам Егор Олзоев.
С 2014 года грядет очередная реформа госзакупок. Вместо вызывающего многие нарекания и споры 94-ФЗ появится закон «О контрактной системе в сфере закупок». Чем он будет отличаться от прежнего и как будут работать власть и бизнес в новых условиях, «Номер один» объяснил руководитель Республиканского агентства по госзакупкам Егор Олзоев.

- Ваше отношение к нещадно критикуемому все эти годы 94-ФЗ, и зачем понадобился новый закон?

- Последняя крупная реформа отечественных госзакупок произошла в 2006 году с появлением 94-ФЗ. Как бы ни ругали этот закон, необходимо понимать - это была революция. Впервые в стране разработаны правила игры между государственными заказчиками и поставщиками. Впервые законодательно были продекларированы прозрачность, гласность, открытость. Впервые отношения официально вышли на уровень конкурентности, поскольку был создан единый сайт всех госзакупок в России, где публикуются все торги. И любой гражданин России может посмотреть любые торги.

Естественно, столь кардинальное дело для такой огромной страны, которая еще вчера жила в плановой экономике, не обошлось без накладок. Поэтому в него было внесено в общей сложности более 40 поправок. Но свою задачу 94-ФЗ выполнил. Он не устарел морально. Основные базовые принципы сохранились в новом законе «О контрактной системе в сфере закупок». Это открытость и конкурентность для участников торгов. И третье, что впервые заложено в закон, - эффективность размещение госзаказа.

- Какие главные нововведения в законе?

- Одно из главных нововведений - это обязательное планирование госзаказа. Это в большей степени касается заказчиков и вменяется им в обязанность. Ранее это было на усмотрение власти, и, например, Бурятия с 2009 года (одним из первых регионов в России) планирует свои госзакупки в ежегодном формате. Однако я считаю, что это важно и для поставщиков. Они тоже должны знать, что государство предполагает в ближайшее время купить. И соответственно, поставщики могут планировать свою деятельность и вести бизнес с учетом замыслов государства. Планы госзакупок будут публичными и размещаться в единой информационной системе, то есть на официальных сайтах.

Также новый закон водит понятие «исполнение контракта». Ранее 94-ФЗ прописывал только «размещение». За исполнением будет следить, так называемая «контрактная служба» заказчика, в которой будут присутствовать «контрактные офицеры», или по-другому – «контрактные управляющие». Эта служба и люди будут отвечать за полный цикл закупки - планирование, размещение, исполнение. Конкретный человек будет вести свой контракт от начала и до конца.

Контрактная служба будет создаваться внутри структуры заказчика - в самих ведомствах, если объем торгов последнего превышает 100 миллионов рублей в год. Если менее этого объема, то следить за госзакупками будут «контрактные управляющие».

Также в новом законе появляется понятие «контракт жизненного цикла». Условно покупается некое оборудование, и в условиях размещения заказа будет прописано - фирма берет на себя не только поставку, но и его гарантийное обслуживание в течение жизненного цикла. Если оборудованию положено работать семь лет – значит, такой срок будет включен. То же самое со строительством, к примеру. Если дорога должна стоять как новая 10 лет, то поставщик, то есть строитель, будет нести за это ответственность - весь жизненный цикл этой дороги или построенного здания.

- Будут ли серьезные изменения для бизнеса, то есть для поставщиков товаров и услуг? \\

- Для поставщиков кардинальных изменений в порядке допуска и участия в торгах, нет. Единственное, к самому закону «О контрактной системе» будут изданы 67 подзаконных актов, которые и будут регламентировать федеральный закон. В том числе, в части возможностей поставщиков и подрядчиков. Там определится, например, перечень видов поставок и услуг, которые будут размещаться на электронном аукционе. Должны появится нормы, касающиеся мониторинга начальной максимальной цены контракта.

Появятся новые виды торгов. Больше появится торгов в виде конкурса, в том числе двухэтапных, с запросами-предложениями. Такая форма торгов, как запрос котировок, также останется.  

- Какие серьезные есть изменения в работе республиканского агентства помимо подготовки к новому закону?

- В прошлом году постановлением правительства Бурятии в ведение нашего агентства переданы полномочия по проведению так называемых «иных публичных торгов». Это организация продажи и сдачи в аренду государственного имущества и земли, продажи природных ископаемых, находящихся в ведении республики (известняк, карьеры, песчанники, к примеру), продажа лесных насаждений и аренда лесных участков. По всему вышеперечисленному списку мы работаем с прошлого года, за исключением леса. Лесные аукционы планируем начать проводить с 1 июля 2013 года.

Правительство посчитало, что логичнее разделить функции продажи имущества и других госактивов на две составляющие. Ведомство определяет, что продать, где продать и по какой цене продать. Наша задача - профессионально, прозрачно и конкурентно организовать торги. Теперь на всем известном сайте burzakup.ru можно увидеть не только традиционные закупки, но и в отдельной вкладке «иные виды публичных торгов». Также все иные торги публикуются на федеральном портале http://torgi.gov.ru/.

Кстати о местном сайте. Как можно было заметить, с появлением федерального портала мы в свое время не стали закрывать наш сайт burzakup.ru. Я считаю, мы правильно сделали, в том числе и из-за возможности публиковать иные публичные торги в одном месте. Экономически активная часть населения привыкла работать с традиционными закупками, и теперь они имеют возможность видеть еще и информацию по продаже земли, недвижимости и других государственных активов. В этой связи мы отмечаем увеличение конкурентности на таких торгах. Иногда цена на ту же землю или полезные ископаемые поднимается на порядок. В целом, учитывая и грядущий новый закон, и новые виды работ, республиканское агентство продолжает работу в плановом режиме.


Беседовал Виктор Золотарев, «Номер один».
^