30.05.2013
«Институт образовательной политики «Эврика» по заданию Минобрнауки России проводит во всех федеральных округах серию семинаров по апробации новой модели итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов. В мае семинары, обсуждения нового экзамена, связанного с метапредметными результатами, прошли в Улан-Удэ. В новом образовательном эксперименте было задействовано несколько школ.
«Институт образовательной политики «Эврика» по заданию Минобрнауки России проводит во всех федеральных округах серию семинаров по апробации новой модели итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов. В мае семинары, обсуждения нового экзамена, связанного с метапредметными результатами, прошли в Улан-Удэ. В новом образовательном эксперименте было задействовано несколько школ.

Механическое натаскивание на решение тестов, бездумное заучивание фактов, дат, понятий, выращивание детей-роботов. Как только не критиковали ЕГЭ, и продолжают критиковать по сей день. Новая модель итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов как раз призвана устранить этот недостаток. Теперь творческое начало, умение доказывать свою точку зрения, общаться - все это будет учитываться при сдаче ЕГЭ, а также при поступлении в высшие и средние учебные заведения. Однако новый тип экзамена не заменит прежние, а станет дополнением к обычным предметным экзаменам.
    
Новшество внедрят через 7 лет

Новый экзамен появится у школьников только в 2020 году. То есть впервые нововведение коснется сегодняшних второклассников. Однако обсуждение новой модели итоговой аттестации началось заранее. Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводит семинары во всех регионах страны, проводятся пробные экзамены среди учащихся, проект обсуждается директорами школ и педагогами.

В чем суть новой модели итоговой аттестации? Как разъясняют ученые института «Эврика», теперь кроме предметных знаний учащиеся обязаны будут показать не только предметные результаты, но метапредметные. Такого рода образовательные результаты направлены на то, чтобы отследить, как ребенок меняется – умеет ли он учиться, умеет ли он взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеет ли работать с информацией.

-- Представьте ситуацию, что ребенок после окончания школы забывает все, чему его научили по предметам. Допустим, все предметные знания он забыл. А что остается? А должно остаться следующее. Он должен уметь находить проблему (как это требуется в любой жизненной ситуации), он должен уметь различными способами решать эту проблему, должен уметь презентовать самого себя, должен уметь грамотно вычленить в тексте основной смысл, - разъясняет первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.

Несуществующий остров

Апробацию нового типа экзамена уже провели в Улан-Удэ на двух городских школах. Так, девятиклассников 14-й гимназии разделили на две группы, им были заданы координаты острова, диаграмма. Затем ребят попросили построить карту несуществующего острова, расположить там объекты человеческой жизни: экономической, социальной, политической. В конечном итоге выстроить жизнь на выдуманном острове так, чтобы обеспечить гармонию между человеком и природой.

-- Фактически это задача по географии, но тут нет вопросов прямых о климате, рельефе. Это не задача прямого тестирования. С одной стороны, здесь нужны знания по географии, с другой – дети показывают свою метапредметную результативность. То есть как они могут решать нестандартную задачу, адекватно оценивать себя, взаимодействовать в группе, - говорит Роман Селюков.

С заданной задачей ребята справились. После задания у испытуемых учеников спросили, какой вид экзамена им нравится больше: обычное тестирование или вот такой творческий экзамен, мнения школьников разделилось. Оказалось, что часть детей считает, что такого рода испытания – это замечательная возможность показать себя, и что это намного интересней, чем обычные тесты. Но другая часть ребят высказалась за старую модель экзаменов, мол, так привычней и проще.

Учить будут по-другому?

Очевидно, что если детей специальным образом не подготовить, то дать хорошие результаты на новом экзамене они не смогут.

-- Именно поэтому нам кажется очень важным, чтобы в этом году и следующем, уже начиная с пятого класса, учителя начали по-другому работать с детьми. Конечно, важно быть учителем, например, географии и сделать так, чтобы ребенок получил все знания по предмету. Но не менее важно учить ребенка так, чтобы, решая задачи по географии, он научился различным способам решения любых жизненных задач, – замечает Роман Селюков.

По словам ученых института «Эврика», научить такого рода навыкам можно любого школьника. Для этого есть специальные технологии и методики. При этом, как уверяют эксперты, раскрыть творческие задатки можно будет в любом ребенке независимо от наличия либо отсутствия в нем природой заложенных коммуникативных и прочих способностей.

Ольга Лазарева, «Номер один».
^