27.04.2005
На прошедшей неделе около десяти тысяч выпускников школ республики репетировали сдачу Единого госэкзамена. Вместе с одиннадцатиклассниками в эксперименте участвовал корреспондент газеты "Номер один". Проверено: ЕГЭ очень похож на телеигру "Кто хочет стать миллионером" — чем дальше, тем сложнее.
Первое, что больше всего удивило в организации Единого госэкзамена, это строжайшие инструкции по его проведению и неукоснительное следование нормативам со стороны организаторов. Для того чтобы журналисту попасть за школьную парту на общих условиях, редакции следовало заблаговременно подать паспортные данные в Управление образования и обязательно получить пропуск, без которого в стены экзаменационной аудитории и близко не подпустят. В течение всего периода аккредитации паспорт с данными ГУО сверяли как минимум три раза. Получив своеобразное "распределение" в городскую школу N 4, корреспондент вместе со своими "одноклассниками", был направлен на сдачу репетиционного экзамена по русскому языку в здание школы N 1.
Один из основных принципов проведения единого госэкзамена — экстерриториальность. Нельзя сдавать экзамен в помещении той школы, где учишься, поэтому всех будущих выпускников в день сдачи экзамена намерено "перепутали" и для большей объективности из родного здания, где, конечно, "и стены помогают", отправили в незнакомые классы. Кроме этого, в каждой аудитории практически не было знакомых друг с другом учеников, всех рассадили по разным группам. За партой один человек. В десять тридцать, за полчаса до начала экзамена, выпускники проходят в очередной, последний, раз инструктаж о поведении во время тестирования. В десять пятьдесят вносят заветный пластиковый конверт, в котором еще раз запечатанные задания, предназначенные каждому экзаменуемому. Точное время вскрытия — 10 часов 55 минут — фиксируют мелом на школьной доске и заносят в протокол проведения экзамена. В классе два учителя, следящих за прохождением эксперимента и раздающих конверты. По инструкции эти лица не должны быть специалистами в области русского языка. В нашем случае первый был учителем начальных классов, второй — педагог по труду. Оба учителя, нескрываемо переживая за незнакомых им учеников, просят быть особенно внимательными при вскрытии конвертов и обращать внимание на наличие дефектов упаковки и опечаток в заданиях. В пакете несколько бланков. В первый, регистрационном, ученики вносят полные паспортные данные, код региона, аудитории, в которой в данный момент находятся, и код предмета, по которому проводится экзамен. Остальные бланки имеют штрих-код, они предназначены для ответов и заполняются анонимно. Несмотря на то, что это всего лишь репетиция и оценки, которые будущие выпускники получат на этом экзамене, нигде не зачтутся, школьники волнуются по-настоящему. Как только регистрационные документы заполнены, учителяорганизаторы превращаются в наблюдателей и, подчеркнуто отстраняясь, усаживаются за учительский стол и засекают заветные 180 минут — время, положенное на решение 37 тестовых заданий и написание сочинения.
Первая часть заданий предлагается в виде вопроса и четырех вариантов ответа на него — из них нужно вычленить правильный. Например: "Какое из приведенных слов имеет значение "сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего-либо" и варианты "антураж, ажиотаж, арбитраж". Или задание, в котором необходимо из приведенных слов вычленить состоящее из корня, суффикса, приставки и окончания.
Вначале возникла легкая эйфория и мысль, что с подобными заданиями справится даже пятиклассник. Дальше в голову приходит аналогия с телевизионной игрой "Кто хочет стать миллионером?", где сперва задаются практически детские вопросы, но с увеличением выигрыша задания усложняются. Труднее становится не только вспоминать правильные ответы, но и безошибочно понять суть самих вопросов. Например, дается такое задание, где варианты написания даны правильно, но среди четырех вариантов одно неверно. Постоянно переспрашиваешь себя: а правильно ли ты понял вопрос?
За период решения первой, теоретической, части заданий четыре ученика попросились выйти из класса. По инструкции их до дверей туалетной комнаты сопровождал один из присутствующих в классе учителей, после чего в обязательном порядке фамилия каждого отлучившегося и точное время заносились в протокол. Выполнив все 37 тестовых заданий приблизительно за полтора часа, почти все ученики одновременно перешли к написанию сочинения. После прочтения отрывка из художественного произведения было необходимо определить идею текста, найти художественные методы, с помощью которых автор добился ее выражения и обосновать свое решение. На взгляд журналиста, работа которого напрямую связана с творчеством, последнее задание являлось наиболее легким. Одиннадцатиклассники же выполняли его с трудом, аккуратно выражая свои мысли сначала в черновике, а затем перенося их уже на экзаменационный бланк.
Через три часа после начала экзамена, задания были выполнены уже абсолютно всеми. Учителя собирают работы и запечатывают в конверт. Все данные будут обрабатываться на компьютере. В случае отсутствия описок и помарок именно машина вынесет объективное решение о количестве набранных на едином государственном экзамене баллах, максимальное количество которых для каждого выпускника по одному предмету равняется ста. Результаты пробного экзамена придут из Москвы через 10 дней.
В Бурятии подобная форма проведения экзамена осуществляется впервые, именно поэтому Министерством образования было решено провести "генеральную репетицию". Уже летом, во время выпускных экзаменов, школьникам будет необходимо сдать математику, русский язык и третий предмет по выбору. Больше всего специалисты министерства и Управления образования переживали за организационную сторону мероприятия. Специально приехавший наблюдать за проведением Единого государственного экзамена в Бурятии главный специалист Министерства образования и науки РФ Петр Величенков во время пробного тестирования успел подробно ознакомиться с работой нескольких городских школ, осуществлявших прием ЕГЭ. По его словам, по сравнению с другими регионами, вступившими в эксперимент на несколько лет раньше, Бурятия оказалась на высоте.
— У меня нет претензий к организационной стороне экзамена, все выполнялось четко и в соответствии с положением. Если меня попросят оценить работу по пятибалльной шкале, то я поставлю отлично! — отметил Петр Величенков.



^