27.04.2005
Министерство образования Бурятии всерьез озабочено судьбой школ в сельских районах республики. Как известно, все они находятся на попечении районных бюджетов, которые в этом году оказались в крайне тяжелом положении. Средний дефицит районных бюджетов составляет сорок пять процентов. Чтобы выжить, районные власти вводят режим максимальной экономии. Один из путей экономии — укрупнение сельских школ.
Этот процесс начался не сегодня. В прошлом году уже были сокращены девять общеобразовательных школ в восьми районах республики. Еще в четырех прошла реорганизация некоторых учреждений образования.
— Сразу хочу сказать, что в текущем учебном году школы закрываться не будут, — говорит Евгения Чимитова, заместитель министра образования и науки Бурятии. — Учащиеся закончат его там, где учатся сейчас. Реструктуризация будет проходить в летний период. В 2005 году поставлен вопрос о закрытии шести школ. Еще две планируется реорганизовать в филиалы крупных школ. Восемь основных школ, т.е. предоставляющих девятилетнее образование, будут переведены в ранг начальных школ. А две средние общеобразовательные школы станут основными. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Селенгинском, Джидинском, Тарбагатайском и Кижингинском районах.
В текущем учебном году в республике пока работают 570 школ. Из них 435 являются сельскими школами (в т.ч. 249 — малокомплектными). Сельские школы закрывает вовсе не Министерство образования, как многие думают. Учредителями школ являются районные администрации. И учебные заведения по согласованию с населением закрываются решением районной власти. Но министерство, конечно, тоже не может оставаться безучастным к этим процессам — оказывает организационную и научно-методическую поддержку.
— Сейчас мы совместно с органами местного самоуправления рассматриваем разные варианты решения проблемы, — говорит Евгения Чимитова. — Одним из выходов может стать создание опорных школ, куда дети из близлежащих деревень будут подвозиться на школьных автобусах. За последние шесть лет по республиканской программе "Школьный автобус" было закуплено 89 машин. Средства на это — 11,5 млн рублей — были выделены республиканским и местным бюджетом, а также из резервного фонда правительства и президента.
Рассматривается вариант, при котором малокомплектные школы станут филиалами базовых школ. Подобная практика уже есть в Кяхтинском районе, когда Киранская и Усть-Киранская начальные школы превратились в филиалы Усть-Киранской средней школы, Vаган-Челутайская начальная школа теперь является филиалом Шарагольской средней школы и т.д.
Создание на основе сельских школ интернатов, по словам нашей собеседницы, рассматривается только как крайняя мера. На нее решатся, если не подойдут никакие другие варианты. В Бурятии будет вводиться подушевое финансирование школ.
Сейчас в районах проводятся сельские сходы, на которых районные администрации, районные управления образования поднимают вопросы будущего малокомплектных школ. В деревнях ищут выход. Если жители хотят, чтобы их дети получили образование, то они должны смириться с тем, что семейные расходы на школу будут и дальше расти.
Во многих странах мира, например, в Великобритании, родители платят за школьный автобус, отвозящий ребенка в школу, полностью содержат школьный автотранспорт. Иногда это берут на себя различные благотворительные организации. Одним словом, сельские школы ждет жаркое лето. Его итоги будут ясны к новому учебному году.



^