28.06.2013
Хлопоты по устройству первоклассника в школу с каждым годом становятся все сложнее
Хлопоты по устройству первоклассника в школу с каждым годом становятся все сложнее

Не за горами 1 сентября. День особенный для всех ребят, но больше всего волнительный, конечно, для тех ребят, которые впервые пойдут в школу. А таковых в республике порядка 14 тысяч. Проблема в том, что в большинстве хороших школ уже давным-давно мест нет, а поток будущих первоклассников все никак не иссякает. Хватит ли всем мест за партами и как проблема демографического бума решается властями, узнавал корреспондент «Номер один».

Дефицит мест

Несмотря на то, что набор первоклассников должен происходить вплоть до сентября, во многих учебных заведениях уже с мая-июня висят объявления о том, что свободных мест нет. Обеспокоенные родители подстраховываются и пишут заявления по месту регистрации и в другие школы, тем самым не позволяя откорректировать списки свободных мест.

Как известно, брать ребенка в конкретную школу, если он к ней прикреплен и имеет соответствующую прописку, обязаны. Зная об этом, родители идут на все возможные меры, чтобы попасть в желаемое учебное заведение. Вплоть до того, что любыми путями прописывают своего ребенка в чужую квартиру поближе к заветной школе. Но даже прописка, как оказалось, не всегда спасает. Даже таких ребятам отказываю из-за нехватки мест.

-- Волна демографическая докатилась. Просто не знаем, что делать. Идут эти дети и идут. Но в любом случае мы детей не оставим, будем направлять, перераспределять в соседние школы, - говорит заместитель председателя комитета по образованию г. Улан-Удэ Ольга Пихеева.

По словам Ольги Яковлевны, такая картина в городе уже второй год. Многочисленные детки, рожденные в 2005-2006 годах, сначала споткнулись о закрытые двери детсадов, где им не хватало мест, а теперь и в хороших школах многих из них также не берут.

Площадей не хватает

Парадокс еще и в том, что мест нет давно в гимназиях, школах престижных или тех, которые просто находятся на хорошем счету. В школах с низким рейтингом места есть. Но идти туда по доброй воле мало кто хочет. И именно туда сейчас перераспределяют тех, кому не посчастливилось попасть в школу получше. И тут уж упирайся не упирайся, если выбора уже не остается, придется идти туда, где пока еще места есть. Не все родители согласны с таким раскладом, снова и снова обивая пороги директоров престижных школ и требуя открыть новые классы. То есть требуют сделать все, чтобы их ребенок был принят именно туда, куда ими планировалось. Но, к сожалению, директора и рады были бы помочь, да не могут.

-- То, что дополнительные классы не формируются, зависит не от желания или нежелания директора, и никак не связано с нехваткой кадров, а только с тем, что сделать это возможно только при наличии помещений. Но даже в двухсменном режиме площадей школам катастрофически не хватает. А нарушение санитарных правил теперь карается очень жестко, - объясняет Ольга Пихеева.

Не за горами «путинские» дети

Если со всплеском рождаемости, начавшимся в 2005-м, пока кое-как удается справиться, то что будет, когда в школьный возраст вступят «путинские» дети? С 2007 года Путиным в России введен материнский капитал, что спровоцировало еще больший рост рождаемости. А значит, уже очень скоро в первый класс начнет собираться рекордное число дошколят. Как их всех устроить, если уже сейчас в наших школах дефицит мест?

Министерство образования республики видит решение проблемы в том, чтобы сделать все школы престижными. Тогда проблема, когда в одних школах за партами сидят по 35 учеников, а в других по 20, будет автоматически решена. Также как и отпадут острые вопросы обеспокоенных мамочек, которые сейчас ни в какую не хотят отдавать свое чадо в школу с сомнительной репутацией.

Спасение в объединении?

Как это сделать? Для начала реформа будет происходить (и уже происходит) только в Улан-Удэ. Город ждет реорганизация, объединение школ. Это нововведение инициировано федеральными властями и уже коснулось Бурятии. Сильные школы будут соединять с более слабыми, создавая единый образовательный комплекс. Затем из этих школ образуются так называемые образовательные округа. Что это даст?

Таким методом планируется убить сразу несколько зайцев: решить вопрос с постоянной нехваткой площадей, обеспечение всех учащихся современными ресурсами, техническим оснащением и самое главное – обеспечить эффективность и качество образования в каждой из школ.

-- Мы должны создавать условия, которые отвечают современным требованиям. То есть ресурсное обеспечение должно быть очень серьезное, для того, чтобы реализовать стандарт нового поколения. И в этом смысле те школы, в которых сейчас недобор, не соответствуют новым требованиям, - поясняет начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Бурятии Татьяна Будаева.

Такие примеры уже есть. Объединены 35-я и 45-я школа, образовав единый образовательный комплекс. В него входят детский сад, он же предшкола, начальная и старшая школа. Объединены школа-сад № 92 «Медвежонок» и школа № 32. По похожему принципу в одну образовательную организацию объединяют 25-ю и 20-ю школы. Такие же реформы в ближайшее время ждут и другие школы.

-- В составе таких объединений в отдельные комплексы выделяются начальная школа, основная, старшая. Для того чтобы все ступени образования обеспечить соответствующими условиями. Мы же понимаем, что для старшей школы должно быть на уровне техническое оснащение, лабораторное. Для начальной – специфика своя должна быть, игровые формы, комнаты психологической разгрузки. Все возрастные особенности мы должны учесть, - говорит Татьяна Будаева.

Школьные образовательные округа, сформированные на основе таких образовательных комплексов, будут объединять все школы своего района, что позволит расширить возможности во всех смыслах:

-- Таким образом, у каждой из школ будет и материально-технический, и интеллектуальный и прочие ресурсы. Это позволит срабатывать на качество, - считают в министерстве образования и науки.

Василиса Шишкина, «Номер один».
^