12.07.2013
Завершился Байкальский образовательный форум
Завершился Байкальский образовательный форум

Решения и резолюции, принятые в ходе форума, прошедшего под лозунгом «Учитель и культура – вызовы XXI века», будут еще долгое время кардинальным образом влиять на всю систему образования России. Будь то качество образования, методы его оценки, вне-дрение цифровых технологий в образовательный процесс, управление образованием. Так, например, Совет Федерации внесет предложения по ЕГЭ уже к сентябрю, опираясь на мнение специалистов, которое прозвучало во время форума. А с 2015 года аттестат выпу-скников школ, помимо результатов ЕГЭ, будет содержать и оценку внеучебной деятель-ности по 100-балльной шкале.

Кардинальные изменения

На форуме было много сказано о новом векторе развития образования. Так, глава Бурятии Вячеслав Наговицын предложил целый ряд изменений в школах и детских садах респуб-лики. В их числе – замена в школах всех устных экзаменов на тестирование, отказ от зуб-режки и «лишних» предметов в профессиональном обучении.

- Казалось бы, а при чем здесь мы? Мы же собрались поговорить об образовании. Но наши выпускники не готовы сегодня к таким требованиям. 38 процентов наших выпускников работают не по специальности. Выпускники школ плохо ориентированы и поступают в вуз, чтобы просто получить диплом, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.

В итоге он заявил педагогическому сообществу, что работа на само обучение и выявление склонности ребенка к той или иной деятельности должно начинаться уже не в вузе, а в школе и даже детском саду. Таким образом, глава Бурятии дал педагогам 15 лет на выяв-ление профессиональных склонностей.

Открывая итоговый пленум, министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов, отметил, что в пятом Байкальском образовательном форуме приняло участие более 1000 человек из 34 регионов России. Краткий анализ итогов обсуждения на дискус-сионных площадках форума представили региональные и федеральные эксперты.

Резюмируя работу форума, заместитель министра образования и науки России Игорь Ре-моренко подчеркнул, что одним из важных эффектов форума стало то, что в обществен-ной среде в настоящее время возникает много агентов влияния, которые принимают самое активное участие в разработке ключевых принципов, нормативных документов, регламен-тирующих образовательный процесс.

- Произошел существенный сдвиг в развитии идеи саморегулирования, и это один из главных трендов современной образовательной политики, – заявил замминистра.

Новые стандарты

Заведующая детским садом «Машенька» в Улан-Удэ Анжела Невежина отметила, что од-ной из главных линий обсуждения в рамках форума стало введение федерального госу-дарственного стандарта дошкольного образования. Он призван стать средством изменения ситуации, когда дошкольное образование не получало достаточно внимания и финансиро-валось по остаточному принципу, несмотря на то, что это основополагающая ступень в образовании вообще. Новый стандарт поможет внедрить более эффективные механизмы финансирования.
Большой интерес у специалистов вызвало обсуждение модернизации общего образования, в частности новые подходы к оценке качества образовательного процесса.

- Качество – это системная характеристика, а не количество золотых медалей, - отметила проектор БГУ Джамиля Чимитова. - Ключевая роль в этом принадлежит общественным институтам. Следующий важный аспект – обеспечение сквозных результатов образова-ния, преемственность образовательных структур: от учреждений общего образования к учреждениям среднего и высшего профессионального образования. Важно приращение индивидуальных результатов. Эффективным инструментом для их фиксации и обеспече-ния прозрачности оценочных и мониторинговых процедур станет электронная образова-тельная среда, поскольку сейчас недостаточно конструктивных механизмов для реализа-ции процесса оценки качества образования, развитие в данном направлении необходимо стимулировать. И обсуждение такой проблематики на широких дискуссионных площад-ках является важным шагом в данном направлении.

Завершилось пленарное заседание вручением наград победителям межрегионального кон-курса эффективных управленческих моделей. Гран-при получил проект министерства об-разования Пензенской области «Группы выездного воспитателя – эффективная форма до-школьного образования в отдаленной сельской местности». 1-е место - у Бурятского рес-публиканского института образовательной политики за проект «Управленческая модель регионального института образовательной политики». Второе место досталось коллегам из Иркутска, а третье - гостям из Якутии.

Служба информации «Номер один».

^