15.06.2005
В Бурятии вот-вот должна появиться Общественная палата РБ (ОП РБ). Ее существование предусмотрено российским законом, вышедшим 4 мая. ОП РБ призвана быть рупором общества, через который оно будет воздействовать на органы власти, побуждая их не слишком наглеть.

Но для создания ОП РБ в подражание ОП России нужен республиканский закон, проект которого обсуждали на заседании специальной рабочей группы. Треть членов ОП РБ будут представлены президентом Бурятии, треть — общественными организациями, а еще треть — местной властью. Законопроект планируется вынести на заседание правительства РБ, а затем на сессию Хурала. 14-14-14 или 23-23-23? Вот главный вопрос, вокруг которого разгорелась основная дискуссия.

Пока законопроект основывается на схеме 14-14-14. По мнению разработчиков, ОП РБ должна быть работоспособным органом, мнение которого будет учитываться при принятии законов и потому должна быть компактной, "не больше Народного Хурала". Иначе она может превратиться в трибуну для популистских выступлений.

О весомости палаты РБ мнения тоже разделились. Как известно, решения палаты будут иметь для органов власти только рекомендательный характер. Однако, по словам члена рабочей группы Александра Юлаева, надо добиться того, чтобы с мнением ОП РБ власть считалась, но в то же время не стоит делать из палаты Комитет народного контроля. В 42-местной палате будут представлены не все районы. Для муниципалитетов выделено 14 мест, а для — районов 23.

Виктор Измайлов не согласился с мнением г-на Юлаева: "Боюсь, что мы заболтаем идею Общественной палаты. От Комитета народного контроля надо взять самое лучшее. На мой взгляд, 14-14-14 — это сбор пионерского отряда. В ОП РБ должен быть представлен голос каждого района. То есть формирование должно идти по принципу 23-23-23".

В ответ на упреки в раздувании расходов на Общественную палату Виктор Измайлов заявил, что деньги, которые будет выделять палате бюджет Бурятии, пойдут только на содержание аппарата, численность которого можно сделать минимальной. Все остальные будут работать бесплатно — деньгами им будут компенсировать только проезд два раза в год на пленарные заседания. Председатель парламента РБ также поддержал схему 23-23-23.

Проект общественной палаты еще будет рассматриваться на всех коллегиях и советах, какие только существуют при Президенте РБ, и на "круглом столе". Основное противоречие — о численности ОП РБ — определилось.

Однако вне зависимости от того, сколько человек будет представлено в общественной палате, главным вопросом и интригой остается другое. В обществе, где даже высший законодательный орган — Госдума — по сути превращен в бюро по визированию президентских инициатив, есть большое опасение, что орган рекомендательный будет выполнять только декоративную роль. Пока все нововведения говорят об одном: чем меньше реальных инструментов демократии и чем хуже они работают, тем больше появляется имитаторов власти народа. С другой стороны, у нас, в глубинке, где влияние госаппарата менее ощутимо, общественная палата имеет шансы стать не тем, чем ее задумывали сделать (создавать видимость демократии) а тем, чем она должна являться по определению — голосом общества, к которому прислушиваются власти.

^