22.06.2005
В Баргузинском районе в одном километре от деревни Ярикта находится каменная скала, которая имеет все шансы стать буддийской святыней и местом паломничества верующих. На этой скале около месяца назад проявилось чудесное изображение танцующей богини высотой около метра. Свидетелями уникального события стали ламы традиционной буддийской Сангхи во главе с Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Нерукотворный лик был обнаружен в мае, когда ламы находились близ Ярикты в поисках места для строительства нового дацана и реликвий, которые здесь уже находились ранее. Корреспондент "Номер один" встретился с ламами Иволгинского дацана, непосредственными свидетелями уникального события и выяснил подробности этого по всем меркам сенсационного факта.

Лик божества проявился у нас впервые

Сразу оговоримся, что речь идет о редчайшем и необъяснимом с точки зрения науки, вместе с тем совершенно реальном явлении. В мире широко известен случай, когда в Мексике на скалах были найдены образы Девы Гваделупы, созданный самой природой. Но то, что в Бурятии происходит такое, — это открытие для людей.

Однако случай все же нельзя назвать совсем беспрецедентным. Бурятии известен еще один подобный факт, когда в 18 веке в Кяхтинском районе в местности неподалеку от дацана Балдан-Брэйбун проявилась знаменитая мантра Арьябалы. Но сегодня XXI век, и как можно объяснить появление четкого нерукотворного образа богини на глыбе? Факт засвидетельствовали ламы Иволгинского дацана

Хамбо-лама Дамба Аюшеев часто повторяет, что случайностей в буддизме не бывает. И место, где произошло явление богини, было найдено совсем не случайно. Оно и до этого уникального случая почиталось как священное. В мае группа лам поехала в Баргузинский район, чтобы определить место для нового дацана. Параллельно они выполняли еще одну задачу: занимались поиском буддийских реликвий разрушенного Барагханского дацана: книг, статуй Будд, священных инструментов, которые были закопаны в 30- е годы прошлого столетия именно в округе близ села Ярикта. Ориентир для поисков дала глиняная статуя — ритуальная пирамидка с изображением тысячи Будд, найденная дровосеками в расщелине скалы возле села Ярикта четыре года назад. Обретенная здесь реликвия указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "встреча", так как там находятся две скалы, которые как будто бы встретились друг с другом. (Говорят именно в этом месте высший мир встречается с нашим, обычным) Ламы приступили к осмотру местности, а Хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации. Молитва продолжалась довольно продолжительное время. После прочтения мантры, Хамбо-лама Аюшеев увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был четким, около метра в высоту и различался невооруженным взглядом. Примечательно, что до этого момента никто на этой скале лика не замечал: ни ламы, ни жители села, ни дровосеки, ни грибники, так любящие этот лес, а место это довольно многолюдное и посещаемое. Появился ли лик в тот день или был просто чудесным образом сокрыт от людских глаз — сказать невозможно. Не вызывает сомнения лишь то, что сейчас его наблюдать может каждый.

На представленных фотографиях и эскизах, сделанных с оригинала отчетливо видно изображение. Оно носит радостный, миролюбивый характер. Богиня танцует.

Совершенно особое место

Местные жители хоть и были шокированы новостью проявления лика богини, восприняли ее как нечто ожидаемое, закономерное. Они издревле и совершенно точно знают о священности этой земли и о том, что хозяйкой здесь является Небесная женщина. Из поколения в поколение передаются легенды как ее видели в разных обличиях: старухи, молодой девушки, матери с ребенком. В начале ХХ века здесь медитировал известный на весь мир Содой-лама — четвертый настоятель Барагханского дацана "Гандань Ше Дувлин". Он черпал здесь силы и обогащался энергией этого места. В 1896 году Цыден Содоев присутствовал на коронации Николая II в Санкт-Петербурге. Он был уважаем как императорской семьей и самыми высокопоставленными чиновниками того времени, так и простым народом. Содой-лама обладал даром предвидения и предсказал Николаю II о грядущий крах царской династии. Содой-лама до сих пор очень почитаем жителями Курумканского и Баргузинского районов.

Кроме этого, находка маленькой ритуальной пирамидки, о которой речь шла выше, была трактована ламами однозначно: однажды тысяча Будд опустится именно на это место.

Кто она?

Через несколько дней после возвращения в Иволгинский дацан Хамбо-лама послал двух художников по буддийской живописи сделать фотографии, эскизы и написать две танки.

Наш корреспондент встретился с танкописцем Баиром Раднаевым и вот что он нам рассказал:"Мы списывали танки 10 дней, сидя возле скалы. Среди красок проявившейся богини преобладают природная охра и белила, присутствует желтый пигмент и черные крапинки. Сама глыба темно-серого цвета. Сейчас наши рисунки находятся в Иволгинском дацане и каждый прихожанин может "подписаться" либо под танкой Янжимы, либо под танкой Еши-Доржо Ханды. Кто же она: Янжима или Еши-Доржо Ханда? На этот вопрос пока нет ответа. Так на сегодняшний день большинство прихожан полагают, что наскальный образ — это богиня Янжима, покровительница поэзии, художников, музыкантов. Однако окончательно это предстоит решить на Священном Хурале, который состоится в самое ближайшее время".

Сразу вспоминается, что Баргузинская долина богата творческими людьми: народные поэты Бурятии Николай Дамдинов и Солбон Ангабаев, актер театра Бурятской драмы Михаил Елбонов, писатель, автор романов "Подлеморье", "Год белой курицы" Михаил Жигжитов, певец Бадма Балдаков.

Невидимая река вернулась именно в Бурятию

Богиня Янжима не очень известна у нас в Бурятии. Для нее никогда не проводили отдельные хуралы, да и люди редко вспоминали об этом божестве.

Баир Раднаев рассказал очень любопытную легенду о Янжиме: "Индийское имя богини Янжимы — Сатисвати. В глубокой древности в Индии, наряду с Гангом, была почитаема река Сатисвати. Когда же наступило время бездуховности, река ушла под землю и до сих пор течет именно там. Но когда люди снова уверуют, то река вернется на поверхность земли".

Нет ли у этой легенды аналогии с современностью, с возрождением духовности, буддизма в Бурятии? Возможно, проявление лика богини — это знак особого благоволения неба к нашей забайкальской земле. Ведь не даром именно Бурятия считается сакральной, совершенно уникальной, божественной территорией, где сверхъестественное живет рядом с обыденным. В 2002 году к нам вернулся Пандидо Хамбо-лама Этигэлов, потом нашли ритуальную пирамиду, а при выборе места для нового баргузинского дацана — обнаружили наскальное изображение божества. Все эти факты сложно назвать простыми совпадениеми.

Примечательно, что перед тем как увидеть лик, Хамбо-лама Аюшеев читал Сердечную мантру Этигэлова. А единственное подобное наскальное проявление появилось в Кяхтинском районе при жизни Хамбо-ламы Дамба-Доржо Заяева еще в 18-м веке. А Итигэлов, по мнению Сангхи, является перерожденцем Заяева. Связь между этими событиями и личностями, конечно, довольно спорная, но возможная.

Изображение может увидеть каждый

Значение проявление лика богини так же, как и ее имя, еще предстоит определить, пока же ясно одно: произошло чудо. Местные жители уже устроили паломничество к этому святому месту. Они очень горды тем, что лик богини проявился именно на их земле. Три села: Элысун (находящийся в 20 км от скалы), Улюкчикан (3—5 км) и Ярикта, распложенная в непосредственной близости от святыни — считают ее своим достоянием. Люди оборудовали здесь алтарь (место для подношений и возжжения благовоний) и неустанно читают молитвы, прося богиню о покровительстве и защите. Как заверил нас пресс-секретарь традиционной буддийской Сангхи, каждый житель Бурятии может сам посетить это место, удостоверится в проявлении нерукотворного лика богини и поклонится святыне. Нужно доехать до села Ярикта Баргузинский района, что в 360 км от Улан-Удэ и попросить местных жителей или сельского старосту провести их к обретенной святыне.

  • В ее лике нет ничего угрожающего. Она танцует. В наклоне ее головы, в глазах, в пластике — гармония и красота.
  • Пока еще ламы не пришли к единому мнению, чей лик проявился: богини Янжимы, покровительствующей искусству или Еши-Доржо Ханды, хранительницы тайных учений Будды. Но в том, что случилось чудо, никто уже не сомневается.
  • После прочтения мантры Хамбо-лама Аюшеев увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был четким, около метра в высоту и различался невооруженным взглядом.
^