06.07.2005
Нагрянувшие в гости родственники или друзья зачастую превращаются в головную боль не только потому, что всех их надо где-то разместить и чем-то угостить. Кроме всего прочего, им надо еще предоставить культурную программу. Хорошо, если гости приехали из далекой деревни, тогда их удивит и потрясет даже "Арбат". А если прибывают визитеры из более крупного города, то цель у них, как правило, одна — повидать Байкал. А это, в свою очередь, вырастает в почти неразрешимую проблему.

Доехать до турбазы сродни подвигу

Так или иначе, перед принимающей стороной встает проблема вывоза гостей на Байкал. Если даже посчастливилось добыть путевки в разгар сезона, появляется вопрос: как добраться до турбазы? Подавляющее большинство туроператоров с чистой совестью действует по принципу "спасение утопающих дело рук самих утопающих". Вам надо — вы и добирайтесь.

Хорошо, если есть машина и не страшно отправляться на другой конец карты Бурятии. Иначе придется прибегнуть к услугам железной дороги или автовокзала, а это целое приключение само по себе... Электричка довезет до Култушной или Прибоя, а собственно до базы извольте "одиннадцатым" добираться, осваивая местную невнятную географию...

Добираться до почти заповедной (по сравнению с вытоптанным юго-восточным побережьем) Максимихи совсем трудно. Абсурд, но даже в самый разгар сезона прямого маршрута нет. Попасть на турбазу, если нет машины, можно только на автобусе, который следует в Курумкан, Баргузин или Усть-Баргузин. Таковых каждый день в дорогу отправляется всего по одному, и купить билет оказывается весьма затруднительно. Заранее их продают только за шесть дней, почти как на самолет в советское время. Если не повезет попасть на начало продажи билетов на интересующий вас рейс, будете всю дорогу — а это около семи часов — трястись на "корме" на боковом месте.

Дорога домой вообще сродни подвигу. Дело в том, что на автовокзале в Улан-Удэ обратные билеты... не продают. Нужно уехать? Добирайтесь как хотите из Максимихи до УстьБаргузина, там и покупайте. Кроме того, в кассе автовокзала предлагают совершенно неудобоваримый вариант, применяемый, однако, на практике. А куда деваться? План действий заключается в следующем. Накануне предполагаемого дня выезда вы вечером останавливаете на трассе автобус, следующий на север, и договариваетесь с водителем о том, что завтра утром, когда поедет в город, он остановится, чтобы забрать вас с собой. Водитель якобы гарантирует завтрашнюю продажу билета и место под солнцем, то есть в салоне автобуса.

Однако же утром — и это горький опыт автора материала, к сожалению, — салон оказывается набитым под завязку еще в пункте отправления, так что за полную стоимость билета вам светит ехать, сидя на собственных пожитках в проходе между сиденьями. Все те же почти семь часов. Летом. После отдыха, солнца и свободы. И то если вы одни или вдвоем. Большей компании остаются попытки уехать на перекладных, причем наши автолюбители слова "автостоп" не признают в принципе и с удовольствием поправят за ваш счет свое финансовое состояние. Совсем же большая группа отдыхающих имеет, соответственно, большие возможности и может нанять микроавтобус туда и обратно. Но это выгодно, только вас набралось не меньше десяти человек.

Приди и возьми

Можно двинуть не на Байкал, а на один из курортов. В весьма популярный Горячинск микроавтобусы отправляются ежедневно три раза в день. Цены варьируются: детский билет — 80 рублей, пенсионный — 100, верхняя планка — 150 кровных. Традиционная схватка за места, три часа по принципу "в тесноте, да не в обиде" — и вы на месте назначения. Почти та же песня с Котокелем и Аршаном. Причем по направлению к последнему транспорт отправляется только через день.

Если поездка на Байкал не принципиальна, а просто вам хочется к воде, существует еще Щучье озеро. Доступное опять же при наличии машины. Отсутствие оной превращает поездку в экстрим.

Маршрутки до Щучки, конечно, ходят, одно место обходится в 80 рублей, но если вас тянет на природу в выходные, "микрик" надо будет штурмовать ранним утром, иначе не уедете. В будни водители стоят на приколе даже до обеда. И снова в более выгодных условиях оказывается компания человек из десяти: они могут заплатить за все места в автобусе (11 или 14) и спокойно отправляться на отдых. Обратная дорога для них тоже не представляет особой трудности, нужно лишь договориться с водителем, обменяться телефонами, и тот заберет вас в назначенное время. Или не заберет. Если шумная молодежная компания вдруг не понравится водителю, он вполне может "кинуть" пассажиров, такие случаи бывали. Тогда остается только добираться пару часов пешком до трассы и уезжать на попутках, а как водители относятся к случайным спутникам, уже известно.

В общем, получается пока, что добраться до Байкала или Щучки куда сложнее чем до Канар или Турции, и уж точно это будет стоить вам потери куда большего количества нервных клеток. Возможно, кто-то из предприимчивых руководителей автосервиса или просто бизнесмен с головой, прочитав эту статью, поправит положение и возьмет деньги у тех, кто их готов платить с лихвой за удовольствие отдыхать с комфортом. А денег в практически неосвоенном секторе транспортировки пассажиров к месту отдыха — хоть лопатой греби. Только приди и возьми. Пока же звучат только громкие слова, что мы могли бы на туризме золотые горы зарабатывать. Наверное, эти времена еще за горами и долами, и добраться туда тоже трудно. Прямых рейсов нет.

^