06.07.2005
Умение читать и писать для будущего первоклассника — не главное. Врач ЛФК детской поликлиники N2 г. Улан-Удэ Жанна Каратуева убеждена: главное — это физическое здоровье, ибо, приходя в школу, ребенок сталкивается с непривычной ему ранее нагрузкой. Жанна Михайловна делится с читателями "Номер один" "физкультурными рецептами", которые помогут подтянуть здоровье вашего чада.

Чтобы осанка была в норме, создайте ребенку "мышечный корсет"

— За годы учебы вместе с багажом знаний в школе дети получают кучу проблем со здоровьем, — говорит Жанна Каратуева. — В их числе нарушения осанки, сколиоз. В начальной школе на осанку стоит обращать особое внимание, ведь позвоночник ребенка начинает получать довольно серьезные нагрузки: по 3—4 урока в первые же дни учебы. Дома на выполнение заданий уходит по часу-полтора. Если ребенок не умеет правильно сидеть при выполнении уроков, если он напряжен, если парта или письменный стол неудобны, то он рискует своей осанкой. Чтобы этого не случилось, мышцы туловища нужно тренировать, укреплять заранее, так сказать, создавать "мышечный корсет". Упражнения, которые я предлагаю выполнять детям три раза в неделю по 15 минут, способны справиться с этой задачей.

1. Исходное положение: встать спиной к стене без плинтуса или к платяному шкафу, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, икры ног ( пятки касались стены. Скелетные мышцы слегка напрячь. Сосчитать в таком положении до 15. Затем, не изменяя положения тела, отойти, походить и снова стать к стене, чтобы проверить, удалось ли сохранить осанку. Повторить 2—3 раза.

2. И.п. — лечь на ковер на спину. Принять положение как в упражнении N1 у стены, повернуться на живот, затем на спину. И так 5—6 раз.

3. И.п. — стоя удерживать на голове мяч или мешочек с песком (мяч положить на кольцо, надетое на голову), походить по одной доске или скамейке, разведя руки в стороны, затем, положив руки на пояс, походить на носочках.

4. И.п. — лежа на спине, на живот положить мяч. Сокращая мышцы живота и грудные мышцы, привести мяч в движение и прокатить его от подбородка до лобка и назад, затем от одного плеча к другому. 6—8 раз.

5. И.п. — лечь на мяч спиной и покататься на нем 3—5 раз. Затем перевернуться на живот, покататься 3—5 раз.

6. И.п. — лежа на спине. Выпрямиться, равномерно напрягая мышцы — вдох, сесть (сначала при помощи рук, затем без помощи рук) — выдох. Сделать упражнение 3—4 раза.

Хорошо укрепляет мышцы и массаж. Его нужно делать ежемесячно по 10 процедур, 7—10 минут каждая. Во время массажа погладьте мышцы живота по часовой стрелке, затем аккуратно растереть живот вдоль и поперек. Погладить мышцы грудной клетки и растереть межреберные мышцы груди. Затем погладить, растереть, размять, можно и похлопать мышцы спины.

Укрепляем пальцы рук

— У некоторых детей слабо развиты пальцы рук. В дальнейшем у них могут возникнуть трудности с письмом, чтением, поэтому хотелось бы обратить внимание родителей на развитие силы и выносливости мышц кисти и на развитие тонкой моторики пальцев. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц, обычно мышц руки и глаза. Занятия по развитию тонкой моторики могут включать в себя аппликацию, рисование и раскраску, лепку из пластилина или глины, конструирование, искусство составления икебаны, оформление гербария. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Родителям следует обратить внимание на то, чем рисует их ребенок: хотелось бы порекомендовать ограничить использование фломастеров при рисовании, так как они не способствуют развитию пальцев рук и не требуют от ребенка никаких усилий. Предпочтительней цветные и простые карандаши, мелки. Важное значение в развитии тонкой моторики занимает пальчиковая гимнастика (гимнастика пальцев и рук), направленная на умение переключаться с одного задания на другое. Летом можно использовать для тренировки сбор ягод, прополку сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка

— Жанна Михайловна, в начале нашего разговора вы упомянули о том, что неудобный стол ведет к дефектам осанки. Неудобный стол — это какой?

— Мебель должна соответствовать росту ребенка. При росте 130- -139 см высота стола должна быть 62 см, стула —38 см. При росте 140—149 см стол — 68 см., стул — 41 см. Если стол слишком высок, то во время приготовления уроков на стул следует подложить доску, книгу или другой предмет, увеличивающий высоту стула, а под ноги для упора поставить маленькую скамейку для упора. Нужно добиваться, чтобы ребенок всегда сидел прямо.

Плохо влияет на осанку привычка стоять, опираясь на одну ногу. Необходимо следить, чтобы дети стоя, сидя и особенно во время ходьбы корпус и голову держали прямо, а плечи отводили назад, и при этом немного подтягивали мышцы живота. Спать рекомендуется на ровном, плотном, не слишком мягком матраце и невысокой подушке. Желательно ребенку приобрести ранец, а не портфель. Еще одно из главных условий укрепления здоровья ребенка — побольше свежего воздуха. Пусть он играет на улице или даче, прыгает, бегает, ходит босиком. Для осанки и общего физического развития очень полезно плавание. Для нормального развития костной ткани, от которого зависит формирование правильной осанки, детям необходимо давать в достаточном количестве мясо, масло, овощи, фрукты, ягоды, все виды каш, горох, фасоль, бобы, которые являются источником кальция, фосфора, железа, магния, столь необходимых растущему организму. Хочу добавить, что родители, желающие получить индивидуальную консультацию по укреплению здоровья ребенка, могут обратиться ко мне в детскую поликлинику N2, что по ул. Каландаришвили, 27, каб.16.

^