13.07.2005
Как бы ни старались учителя вложить в детские головы основы орфографии и пунктуации, телевидение, а конкретно — реклама, начисто вымывает знания. Взять хотя бы последний хит — предложение одного из операторов сотовой связи писать "вхоТ", "схоТ", "выхоТ" и даже "Хотельная". Яркий ролик, понятное дело, запоминается лучше скучного правила о правописании согласных на конце слова. И любой школьник может резонно заметить преподавателю, что, мол, в телевизорето вовсе даже не так слова пишутся, и учитель менее авторитетен для подростка, нежели "ящик".

И если уж продвинутые столичные рекламщики не заморачиваются на нормах русского языка, то местные рекламные агентства зачастую вовсе не дружат с простейшими правилами. И можно даже не брать в расчет "бегушку" — почти каждое объявление шедеврально по своему исполнению. Допустим, что человек, подающий информацию, не семи пядей во лбу, но разве невозможно посадить на прием объявлений грамотного человека? А то ведь появляются с легкой руки таких вот приемщиков "новые" улицы. Кто-нибудь в курсе, что за подвиги совершили Терешков и Сахьянов? Нет? А ведь судя по объявлениям, у нас есть улицы имени ТерешковА и СахъяновА...

Но бог с ней, с "бегушкой" этой, можно не включать телевизор, а вот как прикажете быть с огромными рекламными плакатами, которые, мелькая постоянно перед глазами, выступают в качестве наглядного материала по безграмотности? Причем вред местные "креативщики" наносят, в первую очередь, самим себе. Для примера возьмем щит, расположенный на улице Бабушкина. По идее, потребитель должен загореться идеей покупки предлагаемого товара, но знаки препинания расставлены так, что создают интонацию, отнюдь не способствующую его продвижению: "У Вас крыша?!!" — потрясенно вопрошает некто и тут же с сожалением и даже завистью продолжает: "У Нас металлочерепица..." Грустно-грустно так, мол, хорошо вам, а у нас... Кроме того, совершенно непонятно, почему "Нас" гордо пишется с заглавной буквы.

Незнанием типа орфограммы "Большая буква" — а это программа начальной школы — страдают и изготовители баннера, размещенного на улице Ленина. В словосочетании "День города" не нужны сразу две заглавные буквы, они подчеркнут вовсе не любовь к столице, а незнание русского языка!

К этому же празднику на мосту через Уду установили почти десяток светящихся коробов, тоже не обошедшихся без ошибки. Разбирая предложение по составу, причем на уровне класса третьего-пятого, обнаружим, что "родная столица" в данном случае — обращение, которое выделяется запятыми. Ошибка относится к разряду грубых, в диктанте за нее снизили бы оценку на балл. Кстати, у изготовителя была возможность списать знак препинания с еще советского лозунга "Цвети, родная Бурятия!" Редкий случай, когда списывание пошло бы лишь на пользу.

Следующий шедевр был обнаружен в свежих "Желтых страницах". Опять же даже дети знают, что запятая ставится между однородными членами предложения. "Большой" и "спортивный" таковыми быть не могут при всем желании: первое слово определяет магазин по размеру, а второе — по роду деятельности. Предложите исправить ошибку обычному ученику средней школы, и он скажет вам то же самое.

Да что рекламные плакаты, если даже названия улиц и остановок у нас в городе пишут, видимо, "слепым" методом. И проверяют им же. Иначе как объяснить, что уже который год в центре Улан-Удэ существует улица "Куйышева"? И все нормально.

В общем, повышение результатов ЕГЭ по русскому школярам не грозит, по крайней мере, пока город заполонен подобными ненаглядными пособиями по ликвидации грамотности.

^