13.07.2005
Благодаря замечательным свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, а, главное — доступности и простоте обработки, береста издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления самых разнообразных предметов домашнего обихода. В Улан-Удэ есть люди, полностью посвятившие себя этому удивительному делу — братья Лубсан-Доржи и Даши Галсановы. Начиналась их деятельность в 1990 г., когда братья решили возродить древний промысел. Сейчас работа с берестой стала для них настоящим семейным бизнесом, потому что занимаются им все домашние: жены, дети и племянники. Раньше это было просто увлечением, а теперь еще и неплохой способ заработать.

— Я даже точно не помню, когда начал работать над туесами, наверное, был совсем маленьким. Отец приобщил меня к своему увлечению. Сейчас я неплохо рисую и воплощаю свои замыслы в бересте, — рассказывает старший сын Женя.

Дети Лубсан-Доржи Бадмаевича не воспринимают свое ремесло, которым они овладели не хуже многих признанных народных умельцев, как тяжкую обязанность. Они, напротив, горды: наравне со взрослыми кормят семью.

— Я рад, что научил своих детей работе с берестой и полностью уверен в том, что дело моей жизни не будет забыто, более того — будет продолжено и усовершенствовано! — признается Лубсан-Доржи Бадмаевич.

— Лубсан-Доржи Бадмаевич, а в работе с берестой чего больше: творчества или ремесленничества?

— Есть и то, и другое. Это занятие требует богатой фантазии, аккуратности и усердия. Работа с берестой занимает много времени, нередко над одним туеском приходиться работать несколько дней. Производство берестяных изделий — это очень долгий процесс: сначала заготовка и хранение бересты, причем хранить нужно в темном и хорошо проветриваемом помещении, далее идет её подготовка к работе, художественное конструирование изделия и, наконец, изготовление.

Обычно в середине июня мы выезжаем в лес для заготовки бересты. Этим в семье занимаются мужчины: мы с братом, наши сыновья и племянники. В лесу, на чистом воздухе, мы не только работаем, но и заряжаемся положительной энергией, черпаем сюжеты для своих изделий.

— А кому вы продаете ваши туески?

— Мы продаем их в разных местах, но в основном на курортах Аршана и на Байкале, где в летний период собирается много туристов. Иногда нам делают заказы для иностранцев, приезжающих на Байкал.

Кстати, гости республики охотнее приобретают наши сувениры. Хотя в последнее время и ближайшие соседи, иркутяне, все чаще и чаще стали покупать туеса, а наши земляки в основном только любуются.

— Может быть, они просто не по карману землякам?

— Я бы так не сказал, на мой взгляд, они вполне доступны по цене. Не нужно забывать, что работа над туеском занимает много времени, требует много усилий, следовательно, мы должны окупить расходы. Многие удивляются: почему маленькие туесочки стоят дороже некоторых больших размером? Дело в том, что на маленький туесок уходит больше времени, требуется аккуратность и точность каждого движения, это более искусная работа.

Наши туеса разъехались по всему миру, практически в каждом уголке земного шара есть сувениры, привезенные с Байкала. Мы благодарны нашим иностранным гостям за то, что они, рассказывая об изделиях своим друзьям, увеличивают их популярность.

— Говорят, туеса, изготовленные из байкальской бересты и кедра, обладают уникальными свойствами: это природный термос и антисептик.

— Действительно, это экологически чистая посуда для различных продуктов, целебных трав, которые при хранении в туеске очень долгое время не теряют своих качеств. Свойства бересты на самом деле уникальны. Существует поверье, что при головных болях или усталости следует посмотреть на берестяное изделие, и тогда все пройдет.

Запах кедровой смолы от дна и крышки туеска отпугивает моль. Активная солнечная энергия бересты и кедра создаст в доме теплую атмосферу, а также нейтрализует небольшой уровень радиации в кирпичных и крупнопанельных домах, ограждает от вредных электромагнитных волн электроприборов и компьютеров.

Работа над изделием проходит вручную, без применения химии. Мы вкладываем в туеса свою любовь, отдаем частичку себя и очень счастливы, если их оценивают по достоинству.

В наше время остро ставится проблема возрождения этнической культуры. "Мы теряем корни!" — негодуют жители республики. Но может быть, проблема в нас самих, может быть, мы сами способствуем такому упадку, и стоит задуматься! К примеру, взять и попробовать возродить полузабытый народный промысел для души. А если получится, еще и сделать его доходным семейным бизнесом.

^