20.07.2005
В редакцию газеты "Номер один" не раз обращались читатели, имеющие печальный опыта обмана в супермаркетах и магазинах типа "кэш-энд-керри". За последнее время этих историй накопилось столько, что мы решили объединить их в один материал, чтобы каждый знал какие уловки используют продавцы, чтобы обвести покупателей вокруг пальца. Также мы пообщались с продавцами магазинов, которые популярно рассказали, как дурят нашего брата, и как возможно себя обезопасить от мошенничества.

Человека с полной корзиной легче обсчитать

В экономике есть такой замечательный закон, названный именем его открывателя Парето. Иногда его называют 80/20. Закон Парето гласит, что 80% прибыли приносят 20% покупателей. То есть согласно статистике 20% покупателей совершают большие покупки, набирая в супермаркетах полные корзины продуктов — они приносят магазину 80% прибыли. И даже больше, потому как такие покупатели чаще становятся потенциальными жертвами обмана.

Набирая полную корзину, человек редко запоминает, что он взял и в каком количестве. Это и является главным сигналом, того, что покупателя могут обмануть. Причем несколько раз.

Самый распространенный способ в таки случаях — пробить в чеке то, чего вы не покупали, например, посчитать человеку лишнюю бутылочку пива, пачку кефира или упаковку туалетной бумаги. Вы брали три рулона? А в чеке пробито четыре! Вы брали две бутылочки пива? А в чеке пробито три! И так далее. Продавцы говорят, что легче всего таким образом обманывать на недорогих товарах, когда чек будет полностью выбит, покупатель не почувствует подвоха — он набрал корзину на 500—700 рублей и держит в голове примерно эту сумму, таким образом разница в 20—50 рублей ему не покажется подозрительной. Что в таком случае делать? Не отходя от кассы пересчитать все купленные продукты и чек.

При больших покупках продавцы частенько забывают полностью отдать сдачу. Вы набрали корзину продуктов на 824 рубля, и вам дали сдачу 126 рублей. Эти деньги вы автоматически кладете в кошелек. И все. А как же?! Ведь касса-компьютер ошибиться не может! Продавцы говорят, что там, где стоят кассы-компьютеры, покупатели совершенно теряют бдительность и не утруждают свою голову элементарными математическими вычислениями. А надо бы. Сдачу все-таки дает кассир, а не компьютер и лучше пересчитать деньги, не отходя от кассы, даже если за вами очередь. В противном случае выявить обман практически не возможно.

Махинации с наклейками

Часто в супермаркетах наклеивают ценники от более дорогих продуктов. Например, вы покупаете недорогие шоколадные конфеты за 70—80 рублей/кг. А, придя домой, обнаруживаете, что на ваших любимых недорогих конфетках наклеена наклейка "Шоколадные конфеты "Трюфеля" (170 рублей/кг). Продавцы советуют внимательно изучать упаковку, прежде чем ложить товар в корзину.

С помощью наклеек очень легко сбить с толку покупателя относительно срока годности продукта. Вы покупаете зефир и внимательно изучаете наклейку, на которой написано "дата упаковки 18 июля 2005 года", то есть зефир упакован вчера и кажется, что он совершенно свежий. Но дата упаковки — это не дата выработки товара. Продавцы советуют вообще не покупать товар, на котором вы видите две и более наклеек поверх друг друга. Это означает, что товар давно не могут продать и ему постоянно "обновляют" дату упаковки.

В больших магазинах часто "путают" цены. На отдельном стенде аккуратно один к одному стоят баночки пюре "Роллтон" по невероятно низкой цене 7.90 рэ., но на кассе оказывается, что реальная стоимость баночки-пюре — 8.70 рэ. Такую трансформацию цен покупатели редко замечают, но когда это происходит, продавцы невинно отвечают: мол, пока вы выбирали продукты, произошла переоценка товара. Что в таких случаях делать продавцы и сами сказать не могут, можно лишь отказаться от покупки.

Бывает и такое, что, покупая 100 грамм сыра, вы можете расплатиться на кассе за 200. Просто вам так выбили вашу покупку. В таком случае надо требовать контрольные весы и перерасчет товара.

Кстати, продавцы отмечают, что чаще всего жертвами обмана становятся мужчины. Сильный пол считает унизительным пересчитывать чеки и внимательно изучать наклейки-упаковки товаров, поэтому если хотите сохранить свои кровные, не отпускайте своего мужа одного за покупками.

Что делать, чтобы не обманули

Суммируя ответы продавцов на тему, что делать, чтобы не быть обманутым, напрашивается следующий вывод. Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой, разбирайтесь, не отходя от кассы, не обращая внимание на очередь.

При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: сколько-сколько? — второй ответ часто не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: теперь это в порядке вещей.

Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает.

До цивилизации далеко

Сейчас в сфере улан-удэнской розничной торговли продуктами питания сложилась такая ситуация, что строящиеся везде и всюду большие супермаркеты вытесняют маленькие продуктовые магазинчики и рынки. Конечно, приятно заходить в большой магазин: там тебе и ассортимент, и толкаться не надо, крепко схватившись за свою сумку и более комфортные условия для покупок. Словом, все цивилизованно. Только возможностей для обмана покупателя ни чуть не меньше, чем на рынке.

Можно, конечно, пересчитывать чеки, внимательно сверять ценники с реальной стоимостью товара и требовать контрольные весы. Только вот является ли это частью цивилизованных покупок? Ни электронные весы, ни кассыкомпьютеры не умерили аппетитов торговцев. Только на рынке улыбчивый продавец обсчитает вас на 5—10 рублей, а в супермаркете с той же улыбкой на 50—100. Такой вот цивилизованный обман.

P.S. Дорогие читатели! Если вы стали жертвой обмана в супермаркете или магазине, расскажите об этом! Звоните к нам в редакцию в пятницу по телефону 22-03-33 ваш опыт поможет другим сберечь деньги.

^