24.08.2005
Иркутское судно "Лиман", проигнорировав все требования о сбросе отработанных нефтепродуктов в локальные специализированные пункты, криминально вылило в бухту Змеевая, которая относится к заповедной зоне Байкала, более 300 литров нефтесодержащих вод. Нарушителей поймали с поличным, но капитан судна, принадлежащего ОАО "Иркутсклеспром", вытолкал инспекторов Забайкальского национального парка за борт теплохода.

Судно отправлено на штраф-стоянку

Пятно в районе Чивыркуйского залива увидели накануне отдыхающие и сообщили о ЧП в дирекцию Забайкальского природного национального парка. Сброс отработанных нефтепродуктов произошел во время следования судна от мыса Крохалиный до мыса Фертик. Во время следования за теплоходом тянулся заметный шлейф из отходов мазута и соляры.

Поскольку судно принадлежит иркутской компании, все материалы о грубейших нарушениях были направлены в Западнобайкальскую природную прокуратуру и Государственную судоходную инспекцию. Капитан, совместно со всей командной, лишится документов на право плавания, а речной регистр вынесет постановление о запрете передвижения самому водному судну, отправив "Лиман" на штрафную стоянку.

По словам государственного инспектора Россельхознадзора Надежды Нимаевой, когда после обнаружения ЧП судно попытались осмотреть сотрудники Национального парка, команда находилась в пьяном состоянии, вела себя агрессивно и вытолкала проверяющих за борт.

Росприроднадзор расследовал ЧП

С бурятской стороны для расследования инцидента и решения вопросов ликвидации последствий загрязнения озера к месту происшествия направилась оперативная группа сотрудников Росприродназора, Судоходной инспекции и представителей Забайкальского национального парка. В Чивыркуйском заливе специалисты провели ряд проверок и обнаружили, что из 12 находящихся там теплоходов всего 3 принадлежат Бурятии, остальные прибыли в заповедную зону из Иркутской области.

Практически у всех судов были сорваны пломбы на специальных цистернах, предназначенных для сбора производственнобытовых отходов. По словам Надежды Нимаевой, участвовавшей в работе данной комиссии, согласно технико-экономическому обоснованию на акватории озера Байкал легализовано 6 основных пунктов по утилизации нефтесодержащих отходов. Одним из таких мест был пункт, расположенный в Усть-Баргузине, но в связи с банкротством рыбокомбината, очистные эксплуатироваться перестали. Проблема с переработкой отработанных байкальскими судами нефтепродуктов назрела давно, но ее решением никто не занимается, поскольку отсутствует должное финансирование, а недобросовестные капитаны, тем временем, сливают все свои отходы прямо в заповеднике.

Мы можем потерять Байкал

"В ситуации, когда поблизости нет стационарных пунктов сбора отходов, теплоходы должны копить их в своем машинном отделении и ни в коем случае не сбрасывать в озеро. Это катастрофически опасно для озера, так как пленка, оседающая на дно Байкала, не разлагается в течение нескольких десятилетий", — говорит Надежда Нимаева.

По исследованиям выезжавшей в Чивыркуйский залив комиссии, больше всего антропогенный пресс на природу Байкала оказывают именно иркутские судна, бесстыдно игнорирующие требования о сбросе отработанных нефтепродуктов в стационарные пункты. По данным Росприроднадзора по РБ в 2004 году бурятскую сторону Байкала посетило 170 судов, из них только 5 принадлежали республиканским компаниям. За два с половиной летних месяца 2005 года в Чивыркуйский залив заплыло 77 иркутских судов и только 3 под флагом Бурятии.

"Вредное воздействие на экосистему заповедной зоны Байкала идет постоянно. Приезжие отдыхающие относятся к нашему достоянию наплевательски, и если подобное поведение иркутских судовладельцев будет продолжаться и впредь, то мы потеряем Байкал", — сказал государственный инспектор рыбнадзора Управления Россельхознадзора по РБ.

^