21.09.2005
Бурятия на этой неделе встретила самую высокопоставленную делегацию, какая только добиралась к нам в последние годы. Нашу глубинку посетил Герман Греф, министр экономического развития России. С ним прибыла большая группа чиновников и московских журналистов. Герман Греф в этом месяце объездил места, куда давно не ступала нога федеральных министров.

Цель "блицкрига" — собрать как можно больше инвестиционных проектов, в которые можно было бы вложить деньги и оживить, таким образом, экономику страны. Федеральный бюджет трескается от нефтедолларов. Видимо, их стало так много, что часть решили все-таки пустить на дело.

Что немцу хорошо, то и нам нормально

Педантичный Греф прибыл с привычным для России опозданием. На продуваемой забайкальскими ветрами взлетно-посадочной полосе министр не задержался. Получив бурятский хадак, он стремительно ушел в здание аэропорта. Пресса, прождавшая приземлившуюся "шишку" несколько часов кряду, была жестоко разочарована. Член российского правительства даже не взглянул в ее сторону — его "группа поддержки" из столичных СМИ еще не прибыла, а общаться с непредсказуемыми провинциалами в планы чиновника, по-видимому, не входило.

После визита высокопоставленного чиновника стало ясно, что из трех возможных сценариев развития республики будут реализовываться только два. Первый делает упор на добычу полезных ископаемых. Второй — на эксплуатацию туристическо-оздоровительного потенциала. Третий путь инновационный, основанный на внедрении в производство научных открытий и современных технологий, для Бурятии, кажется, не подошел.

Проекты: от аэропорта до оцилиндрованных бревен

Определенные успехи в околотуристической сфере имеются. Практически решен вопрос о выделении из федерального бюджета 330 млн. рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Улан-Удэ в 2006 году. Более миллиарда рублей будет пущено на развитие дорожной инфраструктуры в Бурятии. Будем надеяться, что это только начало.

На Дальнем Востоке Греф одобрил инвестиционных проектов на 10 млрд. рублей. Бурятия представила Герману Грефу около одиннадцати проектов. Главная цель всех проектов состоит в развитии РБ как туристической зоны.

Один из самых интересных проектов, предложенных Герману Грефу, — строительство в Улан-Удэ эвенкийского национального этнокультурного комплекса "Арун". Рассказывая о мало кому в мире известной эвенкийской культуре, он может стать одним из самых популярных туробъектов.

В районе байкальского полуострова Святой нос предложено построить туркомплекс со здравницей, где будут использоваться как восточные, так и европейские методы лечения. Сметная стоимость проекта — 3,34 млн. долларов.

Свыше десяти миллионов рублей Бурятия просит на строительство автодорог, которые позволят обеспечить экономическое и социальное развитие региона, откроют доступ к неосвоенной турбизнесом территории Байкала. Более миллиарда рублей республика хотела бы получить на реализацию амбициозного плана по повышению конкурентоспособности аэропорта Улан-Удэ. По данному инвестиционному плану, из российского бюджета должны выделить почти 70% необходимых средств.

Другой проект предусматривает строительство курортов и баз из оцилиндрованных бревен. На еще один, строительство экологических троп, из бюджета РФ запрашивается миллион долларов.

Пройдет ли суперпроект?

Ну а самый грандиозный проект — постройка на берегу Байкала, близ курорта Горячинск, громадного спортивно-туристического комплекса, включающего в себя Центр олимпийской подготовки и Центр спортивного туризма. Это должен быть объект мирового уровня.

В состав комплекса войдут стадион, лыжная база с лыжным стадионом и лыжероллерными трассами, биатлонное стрельбище и трассы для биатлона, культурно-развлекательный комплекс, гостиница на 1200 мест и др. На него из федерального бюджета РБ просит 1,15 миллиарда рублей. Это и есть суперпроект бурятского турбизнеса. Раскошелится ли Москва на этот и другие проекты? Будет зависеть от красноречия и хлебосольства наших чиновников. К моменту сдачи номера в печать делегация вместе с Грефом все еще находилась на Байкале.

^