31.10.2013
В минувшую среду в Народном Хурале прошли публичные слушания по проекту бюджета на 2014-2016 годы. На суд общественности был представлен главный финансовый документ, по которому республика будет жить и развиваться ближайшие три года.
В минувшую среду в Народном Хурале прошли публичные слушания по проекту бюджета на 2014-2016 годы. На суд общественности был представлен главный финансовый документ, по которому республика будет жить и развиваться ближайшие три года.

Публичные слушания прошли в рамках подготовки к первому чтению проекта республиканского бюджета, назначенного на 5 ноября.

- Работу для принятия бюджета в первом чтении мы уже провели в рабочих группах, на заседаниях комитетов и сейчас на публичных слушаниях. Люди должны знать, как формируется бюджет, куда и на какие цели расходуются деньги, - подчеркнул спикер республиканского парламента Матвей Гершевич.

Вопросов у присутствующих накопилось немало. Часто из уст докладчиков можно было услышать о том, что предстоящий год будет «непростым», а бюджет «критическим». Так, председатель Счетной палаты Евгений Пегасов отметил, что бюджет 2014 года будет приниматься с предельно допустимым объемом дефицита. Эту тему не обошел и Матвей Гершевич, отметивший, что «впервые за последние годы есть опасность того, что образовавшийся предельный дефицит по итогам года покрыть будет очень сложно».

Не исключено, что для выполнения расходных обязательств придется прибегать к займам или, проще говоря, кредитам. А это уже угрожает ростом государственного долга. Поэтому председатель Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Цырен Доржиев отметил, что «депутатам совместно с правительством нужно сделать все, чтобы государственный долг если не уменьшался, то хотя бы не увеличивался».

Говоря о причинах сложившейся ситуации, можно сказать, что Бурятия оказалась заложником общей неблагоприятной ситуации в мировой экономике. Так, затянувшийся экономический кризис повлиял на доходную часть бюджета республики. Падение цен на уголь и золото повлекло снижение прибыли сырьевых компаний и, соответственно, доходов республиканского бюджета. По той же причине можно ожидать и сокращения поступлений из федерального бюджета.     С другой стороны, республика должна выполнить социальные обязательства, в первую очередь «майские указы» президента России по повышению зарплат бюджетникам.

Поэтому серьезно сокращается объем средств выделяемых, например, на сельское хозяйство, о чем в своих выступлениях говорили депутаты аграрного комитета Баир Гармаев и Сергей Пашинский.     С 450 до 300 млн рублей планируется уменьшить расходы на объекты инфраструктуры, которые предоставлялись районам республики. С этим не согласились многие участники слушаний.
    
- Не надо забывать, что проблем на местах меньше не становится. Я надеюсь, что глава республики, правительство и мы, депутаты, каким-то образом оптимизируем некоторые расходы или найдем дополнительные доходы, но такой важный пункт бюджета мы сохраним, - отметил глава профильного комитета.
    
Кроме того, муниципалитеты могут рассчитывать на передачу 10 % транспортного налога для создания собственных дорожных фондов.
    
- К сожалению, по дорогам у нас сегодня большие проблемы. Я думаю, с передачей транспортного налога у районов появятся средства хотя бы на содержание своих дорог. Это 210 миллионов рублей, примерно на каждый район придется около 10 млн рублей, - пояснил Цырен Доржиев.
    
Следует пояснить, что на ноябрьской сессии республиканского парламента депутаты определят лишь общие параметры бюджета: объем расходов и доходов, дефицит и размер государственного долга. Более точные цифры мы узнаем после принятия федерального бюджета в конце ноября, когда станут известны точные суммы дотаций, субсидий и субвенций, которые получит республика, и принятия бюджета Бурятии во втором чтении на декабрьской сессии Народного Хурала.

Михаил Романов, для «Номер один».
^