28.09.2005
Первый пожизненный срок в Бурятии - за убйство таксистов

"Нахимичили"

Пить — так "катанку", бежать — так со всеми удобствами? Троица зэков, отбывавших наказание близ Улан-Удэ, не делала подкопов и вообще не утруждала себя физически. Справедливости ради заметим, что бежать им было куда легче, чем недавним "коллегам" в Закаменском районе: за примерное поведение они получили статус "химиков". Так исстари, с советских времен, любовно кличут в народе заключенных-поселенцев, которые под надзором милиции трудятся на стройках народного хозяйства (началось все с химической промышленности, отсюда и название). 17 ноября прошлого года, лишь только стемнело, они перемахнули забор колонии-поселения в поселке Восточный, воспользовавшись тем, что охрана по его периметру не предусмотрена режимом заведения.

На свободе первым делом Комаров, Гуськов и Котов распили "катанку", а уж потом упали на землю. Нет, закаленные чифиром и денатуратом, рецидивисты не окосели, а стали, чиркая спичками, искать под снегом подручные средства. Ими оказались кусок синтетического шпагата и оружие пролетариата — камни.

В полночь подозрительная троица остановила на Хоринском тракте частного извозчика. За рулем Жигулей с желтеньким световым лейблом "Taxi" был Макаров. Он согласился довезти пассажиров до "Площадки" — поселка им. Матросова.

На остановке Комаров набросил на шею водителю шпагат и начал душить, а его подельники — бить камнями по голове. Макаров отчаянно звал на помощь. Но тщетно — ни прохожих, ни милиции рядом не оказалось. Забрав у бедолаги 800 рублей, "пассажиры" связали ему руки шпагатом, заверив, что убивать не будут — преступникам нужно было, чтобы им указали дорогу в Гусиноозерск.

Расплата за проезд наступила у моста через речку Оронгойку. Частного извозчика убивали тяжелым домкратом, изъятым из багажника. Макаров с разбитой головой испустил дух на месте, его труп беглецы утопили в реке и поехали, врубив на всю мощь автомагнитолу, в сторону Гусиноозерска. И благополучно до него добрались — приметную машину ни разу не остановило ГИБДД. А все потому, что администрация колонии ОБ-94/3 скрыла факт побега. Более того, на суде выяснилось, что начальник исправительного заведения понуждал подчиненных задним числом, сфальсифицировать беглецам краткосрочные отпуска, датировав их 16 ноября. Начальник явно "химичил" из страха быть уволенным, надеясь, что, нагулявшись, троица тихо вернется в колонию.

И лишь когда стало известно, как "погуляли" их подопечные, работники колонии отобрали выданные ранее отпуска у беглецов, содержавшихся в ИВС Иволгинского РОВД (хотя милиционеры не должны разрешать проникать в изолятор временного содержания никому, кроме следователей и адвокатов). В дежурном журнале ОВ-94/3 было записано о предоставлении Комарову, Гуськову и Котову отпусков с 12 часов 18 ноября — то есть, когда Макаров уже 9 часов как лежал на дне реки!

Троицу задержали 19 ноября в Гусиноозерске, где жила мать убийцы Комарова. А ведь опытные зэки прекрасно знают, что милиция после побега прежде всего устраивает заезды по месту жительства родственников.

Присоединив неотбытую часть сроков, Верховный суд РБ приговорил зачинщика Комарова к 27 годам, но уже в колонии строгого режима. Гуськов схлопотал 25 лет, а Комаров, которому оставалось "химичить" лишь полтора года, — 12 лет. "Жигули" пятой модели они разбили, а магнитолу пропили. Недолго музыка играла...

Серийный автоманьяк

Полное отсутствие логики сближает действия вышеописанной троицы с другой, в которой верховодил 20-летний отморозок Дугаров. Гоп-компанию ему составили трижды судимый Сергеев и Гармаев. Действия Дугарова со товарищи были столь абсурдны, что милиция два года не могла напасть на след автоубийц. Итог их "быстрой езды" — пять сожженных и разбитых автомашин и пять трупов.

Видно, юному душегубу Дугарову не внушили в свое время прописные истины посредством отцовского ремня, если в полезном предмете он увидел обратное. Для начала Дугаров вместе с Гармаевым 2 марта 2003 года удушили ремнем безопасности водителя "Хонды" и нанесли ему семь ударов ножом. На 28 километре баргузинской трассы пьяные дружки сожгли труп. Потом до дури катались на "трофейном" авто по городу, пока где-то под Сотниково не заглох мотор. Они бросили машину прямо на дороге.

Ремнем же безопасности отморозки лишили жизни владельца "Нивы" спустя месяц — двое держали, третий душил. Тело несчастного отвезли на городскую свалку и сожгли. Затем Дугаров не справился с управлением и врезался в дерево.

Также верхом идиотизма можно считать убийство водителя "Волги" Дугаровым в паре с Сергеевым. В десять часов вечера они в центре Улан-Удэ оглушили частного извозчика и ударили ножом. Возле пос. Энергетик, по своей привычке, подожгли труп. Решили ехать в родную Бичуру. Но и на этот раз добраться до дома бичурским полудуркам не было суждено. На полпути бензин кончился, и машину откатили в лес. Здесь к налетчикам, казалось, на какоето время вернулся утраченный разум, и они вполне логично сняли с машины два колеса, лобовое стекло и магнитолу. Добычу спрятали тут же и завалили ветками. Но идиотизм — это надолго. Вернувшись через пару дней за трофеями, Дугаров и Сергеев заблудились в трех соснах и не нашли их.

Сожгли серийные автоубийцы и тело задушенного ими 31 марта владельца "Жигулей". Поехали было в Бичуру, но Дугаров, как обычно, не справился с управлением, и машина перевернулась. На месте аварии остался лишь обгоревший остов ВАЗа. Была сожжена и "Ниссан-Санни" — тоже после аварии, когда пьяный бичурянин по пути на свою малую родину ударил идущую впереди иномарку. После чего машина никак не желала заводиться. Ради чего они ранее лишили жизни ее владельца, закопав труп в пригородном лесу, осталось загадкой не только для правоохранительных органов, но, похоже, и для самих автоманьяков.

Даже видавшие виды оперативники дивились хаотичности поступков злодеев. Немало подивился тому и Верховный суд РБ, но после подтверждения судебно-психиатрической экспертизы о полной вменяемости преступников приговорил Сергеева к 24 годам, Гармаева — к 20, а активный фигурант всех пяти убийств больше никогда не увидит родной Бичуры. Впервые в судебной практике Бурятии он получил пожизненное лишение свободы.

Несчастный частный извоз

По мнению судебных работников, у практикующих частный извоз нет шансов избежать неприятностей — рано или поздно. Не проходит месяца без нападения на "таксующих", и эта динамика отражена в частоте судебных разбирательств в Бурятии.

Характерно, что жертвами чаще становятся водители отечественных автомашин, ВАЗов. Только владельцы стареньких "Жигулей" соглашаются на сомнительные предложения — ехать ночью в район. Их подгоняет конкуренция и безработица.

"Возить пассажиров должны профессионалы" — таково единодушное мнение работников суда, прокуратуры, да и трезвомыслящих клиентов. Ведь "профи" спаяны системой коллективной безопасности, имеют рации и т. д. Не случайно в мире частный извоз как явление отсутствует. Похоже, что у нас в Бурятии автомобиль еще долго будет не средством передвижения, а средством к существованию и как следствие потенциальной причиной внезапной смерти от рук отморозков.

Фамилии изменены. Совпадения случайны.

^