05.10.2005
В эти дни в деревнях Бурятии идет горячая пора. Крестьяне убрали урожай, в скором времени традиционно будут заготавливать мясо. И опять-таки большая часть всей продукции села останется там же, в селе.

Решение всегда было перед глазами

На рынок фермерам вход заказан — его оккупировали перекупщики, которые по низким ценам берут мясо у производителей и продают его в три дорога. И снова в животноводческой республике жители вынуждены будут приобретать основной продукт питания по высоким ценам, хотя в принципе должно быть наоборот. Овощи и фрукты, выращенные в личных хозяйствах, вообще выпадут из торгового оборота — и нам опять придется довольствоваться привозными нитратными продуктами, а не экологически чистыми местными. Эта абсурдная ситуация повторяется из года в год. Горожанин желает покупать продукцию местного животноводства и растениеводства, но ее нет в продаже. Фермер хотел бы производить больше мяса, овощей, но не в состоянии их сбыть. И те, и другие теряют деньги. Между тем решение проблемы всегда было перед глазами и придумано оно еще в благословенные социалистические времена. И решение это — система потребительской кооперации.

Сможет ли потребкооперация вернуть утраченные позиции?

Весь мир давно и эффективно ведет сельское хозяйство с помощью включения его в холдинги. Система проста как все гениальное — на селе производится продукция, которую холдинг заказывает заранее, затем она у крестьянина выкупается, перерабатывается и реализуется через огромную сеть торговых точек. По сути, речь идет о вертикально-интегрированной системе хозяйствования.

Буркоопсоюз изначально и являлся таким холдингом. В свое время он был государством в государстве. Имел практически все: свои транспортные цеха, склады, магазины и даже заводы. Если при начале своей деятельности таким фирмам как "Спутник", "Абсолют" и т. д. приходилось создавать свои структуры с нуля, то Буркоопсоюз имел все условия для захвата рынка. Вопрос — почему в свое время этот монстр торговли не воспользовался своими преимуществами — оставим для историков. А сейчас посмотрим, есть ли возможность отвоевать утраченные позиции у наследника социалистической кооперации.

Как мы выяснили, от былой роскоши у Буркоопсоюза осталось-таки главное: огромная торговая сеть из 400 магазинов практически во всех районах республики, цеха по производству колбас, молокопродуктов, которые находятся в законсервированном виде и на которых можно вновь наладить производство, рынки в центральной части городов и сел, в том числе Колхозный рынок в Улан-Удэ. То есть материально-техническая база сохранена. Это огромный плюс. К минусам можно отнести износ зданий, оборудования, но при умелом подходе это дело поправимое.

Примеры эффективной деятельности потребкооперации в регионах России есть, мало того по этой же модели хозяйствования, как уже отмечалось, работает весь западный мир. В Бурятии, как мы выяснили, эта интегрированная система всегда существовала, нужно только заставить ее эффективно работать. Велосипед изобретать нет необходимости. Самое главное, к чему следует сейчас стремиться — это скоординировать действия всех структур потребкооперации. Сегодня в составе Буркоопсоюза есть небольшая часть таких успешно работающих структур как Улан-Удэнский торгово-промышленный техникум, Центральный рынок и т. д. и огромная часть "дышащих на ладан" и не нашедших свою нишу на рынке объектов, сдающих свои площади арендаторам и только этим живущих. И каждый из этих объектов вращается в своей орбите. В целом же система разбалансирована и движется со скоростью самого слабого звена. Потому что нет эффективного взаимодействия. Между тем на то это и холдинг, чтобы самое слабое звено в нем стремилось к той скорости, с которой идет локомотив.

Как выбить перекупщиков с рынка и снизить цены

Наиболее актуально восстановить эффективную закупочную систему, которая даст толчок развитию частных фермерских хозяйств. Как это делается в успешно действующих системах потребкооперации? В каждом сельском филиале потребкооперации имеется список, сколько в каждом дворе выращивается животных, производится овощей и т. д. Сотрудники потребкооперации обходят буквально каждую фермерскую семью, составляют договор на поставку продукции, конкретно оговаривают, к примеру, количество голов скота, цену, срок сдачи мяса. Спрашивают, какая форма оплаты устраивает фермера — деньги, корма, бытовая техника или что-то другое. Причем как деньги, так и корма предоставляются при желании крестьянину в кредит. Закупочные цены изначально больше, чем у пресловутых перекупщиков. Затем мясо продается в сети магазинов, рынков холдинга или идет на переработку в колбасные, молочные цеха. Спрос на мясо и гарантия его реализации обеспечены.

Если в случае с перекупщиками крестьянин не знает, по какой цене он продаст мясо и продаст ли его вообще, то, сотрудничая с потребсоюзом, он будет уверен, что его продукцию купят, а потому сможет производить ее значительно больше. Вот вам и стимул к развитию фермерства.

Причем потребсоюз действительно может платить за мясо фермеру больше, т. к. будет делать прибыль за счет объемов реализации продуктов, которые имеют все шансы быть огромными — 400 магазинов и рынков Бурятии обеспечат спрос.

Выгоды очевидны для всех. Фермер производит и продает мяса и овощей больше, региональный рынок наполняется собственной продукцией. Покупатели выиграют — они будут иметь только свежие, гарантировано высокого качества продукты (а в качестве холдинг кровно заинтересован, ведь если в какой-то точке купят плохой товар, дискредитируется вся организация) по более низким ценам. Государство получает больше налогов — потребсоюз в отличие от перекупщиков не работает "в черную". То есть у потребсоюза и только у него есть все шансы вытеснить пресловутых перекупщиков с рынка и снизить цену продуктов. Если бы это произошло, было бы восстановлено естественное положение вещей, когда рынки и магазины наполнились продуктами местного производства.

Мелкие магазины можно спасти от разорения

Есть и еще один немаловажный момент. Если бы восстановилась вертикально-интегрированная система потребкооперации, были бы спасены от разорения тысячи мелких предпринимателей. По одиночке работать сегодня сложно, а скоро будет совсем невозможно. Сегодня рынок Бурятии захватывают компании-титаны, открывают сети современных супермаркетов и небольшие магазины, до этого благополучно работающие начинают умирать. Это закон рынка: выживает сильнейший. Экономисты сходятся во мнении, что дальше тенденция поглощения крупными корпорациями мелкого бизнеса будет еще заметней. Особенно в сфере торговли продуктами. Что же делать мелкому бизнесу, небольшим магазинам? Входить в состав потребкооперации и совместно бороться за рынок.

Почему этот вопрос воссоздания кооперации мы поднимаем именно сейчас? Дело в том, что в Буркоопсоюз пришло новое руководство, которое, по нашим сведениям, полно желания не только реанимировать систему, но и завоевать продовольственный рынок Бурятии. Именно в эти дни создается план реорганизации этой имеющий огромный потенциал системы. Пока план не согласован со всеми заинтересованными структурами, а потому представители Буркоопсоюза откладывают встречу с журналистами. Однако нас заверили, что глобальная реорганизация будет проводиться в обязательном порядке. С такими опытными управленцами, как Леонид Бляхер и Валентина Дамбаин, потребкооперация получила шанс на новую жизнь. А потому будем надеяться, что к всеобщей пользе потребкооперация в республике, наконец, возродится.

^