19.02.2014
Сегодня дополнительное образование вновь востребовано как родителями, так и государством. Цели ставятся значительные: к 2020 году в различных кружках, секциях, студиях должно заниматься 70-75 процентов в детей в возрасте от 5 до 18 лет. Каким образом будут достигаться эти показатели и что находимо сделать в первую очередь? Как реализуется в этой части республиканский закон об образовании?
Сегодня дополнительное образование вновь востребовано как родителями, так и государством. Цели ставятся значительные: к 2020 году в различных кружках, секциях, студиях должно заниматься 70-75 процентов в детей в возрасте от 5 до 18 лет. Каким образом будут достигаться эти показатели и что находимо сделать в первую очередь? Как реализуется в этой части республиканский закон об образовании?

Ответы на эти вопросы депутаты Народного Хурала искали «на местах», посещая учреждения дополнительного образования в Улан-Удэ, в общении с педагогами. В рабочей поездке приняли участие депутаты Комитета по социальной политике Александр Стопичев, Светлана Будаева, Александр Мезенин, представители городского Комитета по образованию, министерства образования. Парламентарии познакомились с работой Малой академии наук, детского подросткового центра «Олимп», Дома творчества школьников Октябрьского района, ДЮСШ № 5. После в городском Дворце детско-юношеского творчества состоялся разговор о проблемах и перспективах развития дополнительного образования.

- Оно решает проблемы занятости детей во второй половине дня, - отметил депутат Сергей Мезенин, - для этого должны быть площади, которые позволяли бы принимать большое количество детей. У нас слабая материальная база. Сегодня государству нужны инженеры, технические работники, которых можно воспитать в кружках авиамоделизма, робототехники, но это затратные направления. Нужны деньги и на то, чтобы вывозить ребят на соревнования российского уровня. Сегодня же все это лежит на плечах родителей.

Действительно, нехватка площадей, как и недостаточная материально-техническая база, - одни из главных проблем развития дополнительного образования в республике. Всего, по данным министерства образования, по республике более половины всех учреждений доп. образования нуждаются в капитальном ремонте или строительстве. Как отметили специалисты, такие показатели стали следствием финансирования по остаточному принципу. Так, к примеру, улан-удэнский детский подростковый центр «Олимп» ютится в пятикомнатной квартире. А в центре дополнительного образования «Малая академия наук», который посещает более 500 одаренных детей, всего шесть небольших кабинетов. В этом году учреждения получили дополнительные площади, но теперь им необходимы немалые средства на ремонт. Нужен капитальный ремонт и городскому Дворцу детского (юношеского) творчества, в котором занимается более 2500 ребятишек.

- Сегодня мы сталкиваемся с суровой действительностью, прекрасно понимая, в каких непростых условиях педагоги дополнительного образования должны работать, - обратил внимание депутат Андреян Зыбынов. -     Есть определенные противоречия: мы ставим перед собой задачи воспитания гармонично развитой личности и имеем при этом убогую материальную базу. Эта проблема накапливалась десятилетиями, и решение ее должно стать делом чести не только городских властей, но и республики.

Остро стоит и проблема нехватки кадров. Привлечь педагогов можно было бы достойной заработной платой. В 2013 году ее размер вырос и составляет в среднем по республике 21 тысячу рублей, однако все же отстает от основной школы. Да и достигаются показатели в основном за счет роста стимулирующей части заработной платы. В некоторых учреждениях ее доля доходит до 70 процентов. Как депутаты, так и сами педагоги согласны с тем, что в первую очередь, нужно увеличивать базовые ставки. При этом стимулирующая часть должна составлять лишь 10-20 процентов. Необходим и продуманный норматив финансирования учреждений доп. образования. Сегодня средства распределяются по существующей базе, и это не устраивает как депутатов, так и самих педагогов. Да и вообще пока неясно, нужен ли норматив в дополнительном образовании?

- Проблемы в дополнительном образовании серьезные, но их необходимо решать, - подводя итог разговора, подчеркнул председатель Комитета по социальной политике Александр Стопичев. - Ведь дополнительное не значит второстепенное, и у него своя специфика, не менее ответственная, чем у основной школы.
Светлана Попова, для «Номер один».
^