02.11.2005
Как известно, высокие тарифы, которые население вынуждено платить за услуги ЖЭУ, объявляются обоснованными. И эта обоснованность подтверждена независимой экспертизой из Москвы. По крайней мере об этом не раз провозглашалось уланудэнцам и этой "обоснованностью" как флагом размахивают при повышении квартплаты. Между тем выводы самой экспертизы оставались тайной за семью печатями. Сегодня у читателей "Номер один", наконец, есть возможность посмотреть, за что мы платим ЖЭУ, и сравнить с тем, что на самом деле они нам предоставляют. Сейчас, пока есть выбор, какую форму управления домом избрать, нелишним будет также узнать об умении вести дела бывших МУПов, которые, по сути, продолжают обслуживать большую часть Улан-Удэ, сменив вывески на ООО.

Корреспонденту "Номер один" попало в руки заключение той самой независимой экспертизы экономического обоснования фактических затрат по содержанию жилищного фонда за 2004 год, оказываемые МУП "Солнечное" города Улан-Удэ. Эта экспертиза дает картину того, что у нас происходит в жилищно-эксплуатационном хозяйстве в целом. Оговоримся сразу, что эти данные повергают в настоящий шок.

Жильцы платят 502 работникам, а трудится их всего 316

Оценка обоснования тарифов проводилась исходя из перечня обязательных услуг, которые должны предоставлять ЖЭУ. Согласно этому перечню, услуги стоят 10,61 рублей за обслуживание квадратного метра для типовых домов и 14,53 рублей за обслуживание домов с лифтом и мусоропроводом. И с этой точки зрения все вроде бы нормально, улан-удэнцы платят именно эти суммы. Однако здесь есть одно большое НО. А именно, разница между теми услугами, которые содержит перечень и теми, которые реально получают жильцы.

Прежде всего, посмотрим число "нормативных" сотрудников МУП "Солнечный", труд которых оплачивают жильцы, и сравним с реальным числом работников. Что касается администрации — здесь все в порядке. 16 единиц предусмотрено, 16 и работают. Зато по специалистам, непосредственно обслуживающим дома, картина совсем иная. Рабочих, которые должны заниматься ремонтом жилых помещений — кровельщиков, каменщиков, штукатуров, маляров, стекольщиков и т. д. — по нормативам в МУП "Солнечное" должно быть 71, реально их на момент проведения экспертизы работает 39. Рабочих, занятых благоустройством и обеспечением санитарного состояния домов — дворников, уборщиков мусоропроводов и т. д. — должно быть 319, реально их — 179. Работников аварийно-диспетчерской службы — мастеров, диспетчеров, слесарей АДС, электромонтеров — должно быть 33, реально их 27. Итог впечатляющий: всего численность работников МУП "Солнечное", на услуги которых раскошеливаются жители домов, — 502, в действительности же их работает 316. Можно только представить, как бы обслуживали улан-удэнцев, если бы вся квартплата шла по назначению.

За нашу квартплату должны менять даже двери и стеклоблоки

Еще более громадный разрыв, согласно данным экспертизы, наблюдается в самих утвержденных перечнем и представляемых в действительности услугах. Читателям "Номер один" наверняка будет интересно узнать, что жители домов, обслуживаемых МУП "Солнечное" (ныне ООО "Солнечное", но надо заметить, что нормативы-то, несмотря на смену вывески, остались прежними), платят за ремонт лестничных клеток, вестибюлей, подвалов, чердаков, за ликвидацию последствий протечек, за проведение клеевой и известковой окраски фасадов, стен, окон, радиаторов, труб отопления, крыш и даже за обмазку стекол замазкой и герметиками, не говоря уж о самом остеклении.

В финансируемые из карманов улан-удэнцев услуги входят: ремонт штукатурки стен, потолков, дверных проемов, цементных полов в подвалах и на лестничных клетках, ремонт плиточных полов, кирпичных стен, фундамента, замена створок оконных переплетов, форточек, дверных полотен, витражных и оконных заполнений, стеклоблоков и даже — трепещите — ремонт и установка пружин и доводчиков на входных дверях. В квартплату сходит и подметание свежевыпавшего снега, и посыпка территории песком, и очистка урн раз в месяц, а также промывка урн!!! Платят жильцы и за протирку указателей улиц, и за промывку номерных фонарей! Если кто-то видел, как работники ЖЭУ протирают номерные фонари или хотя бы сами эти номерные фонари, позвоните, пожалуйста, в редакцию, мы приедем и сфотографируем. Правда. Очень уж хочется посмотреть.

Платят улан-удэнцы, оказывается, и за уборку, а также содержание газонов. Аналогичная просьба: в случае обнаружения ухода за газонами и самих газонов также довести этот замечательный факт до сведения редакции, возможно, мы живем в каком-то другом городе или у нас все поголовно страдают куриной слепотой и поэтому до сих пор не заметили процветания, которое предусмотрено нормативами.

На этом открытия не заканчиваются: в квартплату входит ежемесячная очистка и дезинфекция мусоросборников и мусоропроводов, ежедневное мытье работниками ЖЭУ маршей этажей и лестничных площадок, мытье кабины лифта и даже обметание пыли с потолков. Оплачена жильцами и влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, не говоря уж о замене самих этих плафонов и лампочек, мытье оконных решеток и чердачных лестниц, влажная протирка подоконников, окон и т. д. Список можно продолжать еще очень долго, однако для того чтобы поберечь здоровье людей с неустойчивой психикой (хотя и железные нервы вряд ли вынесут mb.), перечисление услуг на этом закончим. Повторимся, что если бы нас обслуживали ровно настолько, насколько мы раскошеливаемся, в Улан-Удэ на экскурсию устремилась бы вся чистенькая и благополучная Европа, а наши помоечные дворы превратились бы в цветущие сады с подстриженными газонами и вымытым с шампунем асфальтом.

Стоит любому жителю кварталов, которые обслуживались МУП "Солнечный", сегодня именуемым ООО "Солнечный", выйти за дверь квартиры, в загаженный и зловонный подъезд, а потом прошагать по грязному двору, чтобы со всей очевидностью понять, насколько мифическими являются оплачиваемые нами услуги.

Здесь же, в экспертном заключении, сказано, что если коммунальщики не предоставляют тех услуг, которые утверждены нормативами, цены должны пересматриваться, то есть снижаться. О том, что прецедента, когда в Улан-Удэ за коммунальные услуги уменьшались цены, до сих пор не было зафиксировано, говорить никому не надо.

Предприятия, доведшие ЖКХ до краха, снова завоевывают город

Сейчас жильцам в срочном порядке надо определиться, оставить ли свои дома на обслуживании компаний на подобии МУП "Солнечный", которые совсем недавно были муниципальными или заключать договора с другими организациями, действительно работающим по новым схемам. А потому улан-удэнцам наверняка будет важно узнать, насколько успешны и рентабельны были МУПы.

Экспертное заключение содержит еще одну очень интересную главу, а именно — оценку финансового состояния МУП "Солнечный". Попросту говоря, здесь говорится о рентабельности и кредитоспособности предприятия.

Балансовая оценка состояния имущества на конец 2004 года — 12 317 тысяч. Кредиторская задолженность — 12 128 тысяч рублей. То есть фактически у организации ничего нет. Экспертиза делает вывод: на протяжении анализируемого периода деятельность предприятия была убыточной, убыток за 2003 год составил 142 тысячи рублей, за 6 месяцев 2004 года — 82 тысячи рублей. Далее экспертиза содержит еще более интересный вывод: "Чистые активы ниже уставного фонда предприятия, что не соответствует п. 5 ст. 114 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях". То есть само существование такой организации на момент экспертизы противоречило закону. Оценка эффективности управления предприятия с точки зрения прибыльности следующая: "За анализируемый период МУП "Солнечное" работало убыточно. Соответственно, показатели рентабельности за анализируемый период отрицательные".

Даже для непосвященного в финансовые тонкости человека картина ясна: организация не справляется даже с минимумом услуг, структура ее управления неповоротлива, прибыльность нулевая, эффективность также не поддается никаким комментариям. Печально, но именно подобные предприятия, которые уже доказали свою несостоятельность, сегодня вновь обслуживают дома, переименовавшись в ООО. Причем доля таких организаций на рынке услуг — подавляющая. Что из этого получится, представить несложно.

Половина денег жильцов уходит в непонятном направлении

Вывод из ситуации напрашивается очевидный: описанная выше жилищно-коммунальная схема явно неэффективна и сколько бы в эту дыру не уходило денег в виде квартплаты, обслуживание лучше не станет. Даже после того, как МУПы стали именоваться ООО. Потому что при том же руководстве, тех же методах и привычках хозяйствования нельзя ожидать другого результата.

Сами ЖЭУ признаются, что им из положенных 10—14 рублей за содержание квадратного метра из Улан-удэнской управляющей "УУУК" и жилищной "УУЖК" компаний (а именно они собирают и распределяют деньги) перепадает рубля 3—4. Долги населения составляют в среднем 20%. Где оседает еще 40—50% средств, которое население платит за обслуживание домов, можно только догадываться.

Что делать?

Выход из ситуации на самом деле есть: избавиться от дорогостоящей надстройки в виде "УУУК" и "УУЖК" и пользоваться не их услугами, а того же Сбербанка, который выполнит эти функции (разделит квартплату на составляющие и рассчитается с Водоканалом, Бурятэнерго и теми же ЖЭУ) процентов за 6% от общей суммы. Согласитесь 6% и 50% — большая разница. Для того, чтобы отдать функции банку, нужно, чтобы компании наподобие ООО "Солнечный" захотели выйти из под опеки Улан-удэнской управляющей и жилищной компаний. Они этого не сделают никогда, потому что, по сути, несмотря на то, что поменяли вывески, остаются подконтрольными муниципалитету.

Однако нас никто не заставляет заключать договоры с бывшими МУПами, которые, как мы видели на примере "Солнечного", совершенно не умеют работать и довели сами себя до финансового краха, а дома — до полного запустения.

Вопрос: с кем тогда их заключать? В самом успешном в этом смысле Ангарске работают частные, совершенно независимые управляющие компании. Возможен и другой вариант: создать "Товарищество собственников жилья", выбрать управдома и платить только ему, экономя на огромном аппарате управления. Тогда деньги действительно будут оставаться на обслуживание ваших домов, а не уходить неизвестно куда. Причем распоряжаться этими деньгами будете вы, а не чиновники. В некоторых домах жильцы так и сделали. Но пока таких независимых компаний и товариществ единицы.

Надо отметить, что бывшие МУПы из кожи вон вылезут, чтобы улан-удэнцы не заключили договор с новыми, неподвластными "УУУК" управляющими компаниями или не создали "Товарищества собственников жилья". Потому что на кону стоят сотни миллионов, и расставаться с ними никому не хочется. Но суть проводящейся сейчас реформы в том, что она предоставляет нам выбор. И им надо воспользоваться. Причем чем раньше, тем лучше. Срок истекает 1 марта 2006 года. Наш совет уланудэнцам: разберитесь хорошенько в ситуации, выберите действительно эффективную форму управления вашим домом, тогда у вас появится шанс за ту же квартплату получать куда более качественные услуги.

^