02.11.2005
Ни одна даже специализированная коррекционная школа не возьмет на обучение глухого и одновременно слабовидящего ребенка на инвалидной коляске, страдающего синдромом Дауна. Такие считаются "необучаемыми", и медики на них давно махнули рукой. Но не сдались родители этих детишек, решившие, что их дочери и сыновья имеют право жить полноценно.

Детей, у которых нет памяти, научили считать

Идея построить усадьбу под названием "Отрадный сад", предназначенную для детей-инвалидов, пришла в голову директору Реабилитационного центра детей-инвалидов "Радуга", расположенного на станции Таловка в Прибайкальском районе. Здесь обучается около 40 детей с самыми тяжелыми из существующих диагнозами, дети, у которых сразу несколько сложных заболеваний.

У многих воспитанников "Радуги" букет врожденных психических болезней осложнен еще и слепотой, глухотой или параличом. Они не могут рассчитывать даже на обучение в специализированных школах, так как каждая из них принимает детей, имеющих только одно конкретное заболевание.

Даже у стороннего наблюдателя при виде этих обиженных судьбой малышей сердце разрывается от жалости и вместе с тем охватывает острое чувство бессилия и безысходности. Но родители, для которых эти несчастные, прежде всего, любимые всей душой дети, борются за них до последнего. И ребята, считавшиеся безнадежными, как показало время, оказались способны к обучению. Сейчас многие из них запросто читают и пишут, рассказывают стихи, танцуют и играют в собственных спектаклях. Человеческое отношение, любовь и настойчивость способны свернуть горы.

Но главное, по мнению руководителя центра "Радуга", Натальи Малых, — это не то, чтобы малыш научился различать буквы и складывать слоги. Намного важнее само внимание к больным детям и их возможность общаться с другими людьми. Общество их не принимает, и родители, в большинстве случаев, просто обречены всю жизнь, замыкаясь в своих квартирах, "один на один" оставаться со своими детьми-даунами.

Одна отчаявшаяся мать, имеющая ребенка-инвалида, но не пожелавшая скрывать своего сына дома, и занялась организацией Центра реабилитации для детей-инвалидов. Сегодня дневное отделение, расположенное на станции Таловка, принимает многих детей, проживающих не только на небольшой станции, но и из многих других поселков Прибайкалья. Другого подобного заведения нет не только в самом районе, но и во всей республике.

Дневным отделением реабилитации центр "Радуга" называется лишь формально, поскольку других названий в перечне Министерства образования и Министерства труда и соцразвития не нашлось. По сути, это большая семья, община. Дети здесь принимаются с трех лет и до восемнадцати. Малыши дошкольного возраста определены в своеобразные ясли. Начиная с семи лет, несмотря на то, что практически все дети-олигофрены или имбициты, все обучаются по особой школьной программе. Ответ на вопрос, как научить ребенка, не имеющего ни памяти, ни абстрактного мышления понять, что цифра 1 — это 1, здесь уже найден, и дети-дауны прекрасно разбираются в математике.

"Один — это я"

"Один — это мама, один — это солнце, понимаете?", — объясняет воспитанникам "Радуги" азы математики педагог Елена Александровна, у нее тоже сын инвалид и обучается как раз в этом классе. Мальчик, слушая маму-учителя, вдруг переключается на присутствующего в кабинете журналиста и начинает на весь класс что-то невнятно объяснять, мыча и весело жестикулируя руками, забыв про математику. Елена Александровна поясняет: "У него просто ботинки новые!".

Удержать внимание таких детей крайне сложно и по обычным методикам с ними работать невозможно. В центре обучение происходит так называемыми эпохами. Есть эпоха географии, химии, математики или русского языка. Например, в период эпохи истории, который длится в среднем около месяца, все предметы подаются с точки зрения этого предмета: и музыка, и занятия трудом, и изобразительное искусство через былины, предания, исторические события. Дети вместе с учителями погружаются в образы и живут ими по несколько недель.

Большая немецкая педагогика на маленьком полустанке

Система, по которой обучают в реабилитационном центре "Радуга", называется вальдорфской педагогикой, основана немецким философом Рудольфом Штайнером в начале прошлого века и применялась изначально специально для воспитания детей рабочих сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория". Это не означает, что все дети работников сигаретной фабрики являлись умственно отсталыми, наоборот, как много лет назад, так и сегодня эта методика в большинстве случаев применяется в элитарных школах. Главное отличие от общепринятых методик — это особое внимание развитию духовного мира учеников в соответствии с их возрастными особенностями.

На протяжении всей школьной жизни у детей один педагог — в начальной школе он обучает всем предметам, а потом осуществляет общее руководство процессом обучения. Он хорошо знает каждого ребенка, его индивидуальные особенности и возможности. Основным методом обучения является устный рассказ учителя, который пересказывает тексты — сказки, мифы, легенды, истории.

Большое внимание уделяется развитию практических умений и навыков. Дети учатся работать в мастерской, осваивают различные виды искусства. В школе нет никаких отметок. Никто не остается на второй год. Вальдорфская система образования очень бережно относится к детям. Она стремится развивать способности каждого ребенка, сформировать у него веру в себя и свои силы. Из-за всего этого детям в вальдорфских школах спокойно и комфортно. Учатся они, как правило, с удовольствием и уже через год достигают весьма заметных успехов.

В Центре реабилитации "Радуга" большинство педагогов одновременно являются и родителями своих учеников. Константин Зубакин — преподаватель уроков труда — исключение. Он около года работал в центре в качестве волонтера, не получая никакой зарплаты обучал детей, страдающих ДЦП и многими другими заболеваниями центральной нервной системы. Сейчас он штатный сотрудник и единственный мужчина-педагог центра "Радуга". Константин Валерьевич учит детей держать в их непослушных руках столярные инструменты, плести корзины и лепить глиняные фигурки. Выбор своей далеко не высокооплачиваемой и ответственной работы объясняет давним желанием стать педагогом:

"Отсутствие специального образования не позволяло быть учителем в обычной школе, но к детям, к преподаванию тянуло всегда, этим и объясняется мое волонтерство. Сейчас я учусь и одновременно обучаю ребят работать руками, стараясь и душевные качества развивать, и научить их держать инструменты".

Чтобы научиться слышать, необходимо общение

Один из первых воспитанников "Радуги" — 18-летний Дима. Когда родители привезли его в школу, у мальчика был диагноз — детский церебральный паралич, к тому же ребенок совсем не слышал и не говорил. Поначалу Дима, как и другие дети с подобным диагнозом, не мог удержать в руке карандаша, совершенно не владея своими мышцами. Со временем, занимаясь с педагогами и посещая сеансы массажа, мальчик научился держать в руке шариковую ручку, стал писать и читать. Неожиданно учителя выяснили, что у ребенка есть остаточные явления слуха, ему приобрели слуховой аппарат и теперь Дима слышит и начинает учиться говорить. Он может вставать с инвалидного кресла-каталки и, несмотря на плохую координацию, аккуратно передвигаться вдоль школьного коридора.

В прошлом году мальчик стал совершеннолетним и потерял право посещать "Радугу", так как это учреждение финансируется местной администрацией и предназначено исключительно для детей. В наступившем сентябре, как и все прошлые годы, Дима пришел в родной центр, уселся на крыльцо и, ничего не понимая, наотрез отказался уходить, заплакав, в конце концов, на пару со своей мамой.

Педагоги говорят, что для всех детей, посещающих "Радугу", заболеть простудой и оказаться дома в четырех стенах "смерти подобно", не говоря уже о совершенном запрете на посещение центра.

"Тут я собрала родителей и сказала — когда моему сыну исполнится 18 лет, я смогу его приводить сюда, как и прежде, и никакая проверка не заметит одного лишнего человека, который будет тихо помогать в мастерской на уроках труда. Но ваши дети останутся дома. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы ребята продолжили обучение и не были лишены полноценного общения, — вспоминает Наталья Малых, — тогда мы придумали создать отдельное место, куда будут направляться все воспитанники дневного центра реабилитации "Радуга" по достижении 18 лет. "Отрадный сад" расположен в красивом месте, неподалеку от села Таловка", — поделилась Наталья Вячеславовна.

Усадьбу помогли строить иностранцы

На общем собрании родителей детей-инвалидов было решено создать общественную организацию, написать устав и каждому вложить деньги, предназначенные для строительства новой усадьбы. Всеми силами была собрана грандиозная, по меркам большинства родителей сумма, 25 тысяч рублей, которой, естественно, на многое не хватило. Решив не отчаиваться, Наталья Малых написала грант и получила от одной из европейских организаций помощь, направленную специально на финансирование строительства новой деревни. Сумма гранта, по мнению далеко не богатых родителей, еще более фантастическая, чем их коллективные 25 тысяч рублей, иностранцы выделили 5 тысяч евро.

Сейчас эти деньги осваиваются полным ходом. В проекте — строительство корпусов для проживания инвалидов, бытовых помещений и социально-терапевтических мастерских. Работа в последних должна стать основным способом дальнейшей реабилитации повзрослевших инвалидов детства. Конечная цель — достижение способности каждого из воспитанников уйти из "Отрадного сада" самостоятельно.

"Пусть он никогда не будет здоров полностью. Но на протяжении всей жизни ему все равно нужно пройти свое развитие, он имеет на это право", — уверена Наталья Малых.

^