09.11.2005
Технология поиска и переманивания у конкурентов профессиональных кадров имеет сверхпрагматичную философию. Человеческие знания, умения, навыки — тот же товар, причем очень дефицитный и востребованный. Рынок трудовых ресурсов — такой же рынок. В столице республики достаточно много компаний, жестко конкурирующих между собой в сферах торговли, услуг и производства. Проще перекупить высококлассного специалиста, чем ждать, пока он выучится в вузе, пройдет все испытательные сроки, наберется опыта. А потому в Улан-Удэ, как и во многих крупных городах, полным ходом идет "охота за головами".

"Черные" войны

"Классные специалисты есть, и они будут работать у вас!" — это слоган охотников за головами, тех же рекрутеров, специалистов кадровых агентств, но работающих в эксклюзивном направлении, выполняя "штучные" заказы. Хедхантеры, они же "охотники за головами", на западном рынке появились довольно давно. Они уже пришли в Новосибирск и Иркутск и теперь, прямо пропорционально развитию экономики Бурятии, начинают проявлять себя в Улан-Удэ.

В чистом виде как таковой хедхантинг в столице республики пока не очень развит, но это обстоятельство нисколько не улучшает ситуации, а наоборот, скорее делает борьбу за право обладать лучшими менеджерами и высококлассными бухгалтерами еще более грязной и нечистоплотной.

Как рассказали некоторые представители среднего бизнеса республики, пожелавшие остаться неизвестными, они не раз прибегали к так называемым "неэтичным" методам подбора своего персонала и ослабления, таким образом, своих "врагов". Как правило, сейчас многие директора сами наводят справки о кадровом составе фирм-конкурентов, выявляют лучших специалистов, узнают уровень их заработной платы, собирают полную информацию о семье, количестве детей и, в конце концов, лично встречаются с ними, предлагая перейти на новое место работы.

Как рассказали предприниматели, цели и способы переманивания могут быть совершенно разными. Кто бы мог подумать, что в нашем небольшом и достаточно тихом городе происходят такие войны! Например, одна из руководителей частной фирмы по имени Светлана призналась, что в ее практике был случай, когда человека перетянули к себе лишь для того, чтобы просто-напросто ослабить конкурента.

"Путем долгих и тайных переговоров с сотрудником фирмы-противника мы "забрали" нужного нам менеджера. Он повелся на большую зарплату и перешел к нам, естественно, прервав все отношения с бывшим работодателем. Через два месяца мы его уволили, так как главная цель была на время обезоружить конкурента. Как это ни цинично, но у переметнувшегося довольно долгое время оставалась запятнанная профессиональная репутация, что очень сильно мешало ему работать ", — поделилась Светлана.

Были и такие случаи, когда по совершенно, казалось бы, объективным причинам человек переходил из одной фирмы в другую, например, желая улучшить социальный пакет. Но вдруг безоблачное существование нового сотрудника омрачал простой телефонный звонок, поступивший его директору.

"Это реально не раз практиковалось в наших деловых кругах, — рассказывает еще один бизнесмен. — Звонит некто конкуренту и говорит, что новый специалист — не кто иной, как шпион, который еще и за ваши деньги передает секретную информацию о доходах и поставщиках посторонним людям. Как вы будете после этого относиться к такому сотруднику?".

Кроме этого существует еще один жестокий метод борьбы с неверными сотрудниками. Услышав заявление о том, что тот собирается уходить на новое место, директор предлагает еще большую зарплату, чем конкурент. Оставляет у себя ценного специалиста, но при первом сокращении штата от него избавляется. Таким образом, и конкурента лишает новой профессиональной "единицы", и "предателя" наказывает.

Специалистов "заказывают" в вузах и заманивают карьерным ростом

На крупных предприятиях республики борьба за топ-менеджеров и сотрудников руководящего звена идет более цивилизованными способами.

Когда у Улан-Удэнской сотовой компании появился первый конкурент в виде МТС, прогнозировался большой отток кадров в новую компанию. Но, по словам менеджера по связям с общественность Бурятского филиала ОАО "Сибирьтелеком" Алтаны Нанзановой, как ни странно, МТС большого удара им тогда не нанес. Несмотря на то, что в сфере телекоммуникационных технологий заняты очень редкие специалисты, Улан-Удэнской сотовой удается удерживать имеющихся и обзаводится новыми кадрами.

Как правило, молодые сотрудники приходят сюда из профильного учебного заведения — Сибирского государственного университета информатизации и телекоммуникации.

"Сама я пришла сюда по конкурсу, закончив первый выпуск факультета PR в ВСГТУ. На занимаемую сейчас мною должность претендовал не один десяток желающих, среди которых как минимум пятеро имели такой же, как у меня, красный диплом", — поделилась Алтана Нанзанова.

Совсем иная кадровая политика на другом крупном предприятии Бурятии. Сегодня на ОАО "Байкалфарм" почти 90% высококлассного персонала подобрано методом "целевого" поиска. Новый руководитель Отдела человеческих ресурсов Борис Жамбалов работает на предприятии всего около года, а прежде занимался рекрутинговой деятельностью в Иркутске. Уловки хедхантеров ему знакомы не понаслышке. Основным методом, по которому эйчер-менеджер подбирает себе специалистов, называется по-простому "переманивание".

Борис Жамбалов склонен называть его более мягко. "Ни один высококлассный технолог или бухгалтер не сидит дома без работы. Все они, в силу своего профессионализма, уже заняты другими работодателями. Здесь включается целевой поиск, определяется специалист, обладающий необходимыми нам знаниями. Мы с ним встречаемся и предлагаем свои условия работы, но не переманиваем, а приглашаем", — улыбаясь, подчеркивает Борис Жамбалов.

Как считает руководитель отдела человеческих ресурсов ОАО "Байкалфарм", далеко не для всех профессиональных людей главным стимулом являются деньги.

"Люди думают — предложил ему 20 тысяч и купил с потрохами. Такого не бывает, когда мы платим нашему сотруднику деньги, мы говорим, что ценим его, а будет он исполнять свои обязанности, или нет — это другой вопрос".

Основной фактор, способствующий тому, чтобы человек на работу шел с песней, считает Борис, это мотивация к работе, возможность самореализоваться. Немаловажен и социальный пакет, прилагаемый к зарплате, а также возможность карьерного роста.

"Оценивая последние многочисленные вливания новых кадров в коллектив "Байкалфарма", многие стали называть нас хэдхантерами. Это не так, "охотники за головами" куда более циничны и изощренны, а мы — простые оценщики персонала, — опять улыбаясь отметил эйчер-менеджер. — Наша цель — сформировать команду и создать условия для того, чтобы предприятие вошло в десятку лучших предприятий страны", — отметил руководитель отдела человеческих ресурсов ОАО "Байкалфарм" Борис Жамбалов.

У нас появилась база на суперменеджеров

Валентина Левашева, генеральный директор улан-удэнской рекрутинговой компании "Ваша работа" считает, что настоящие хэдхантеры придут на наш рынок еще не скоро. Но уже сейчас элементы этого промысла в столице республики увидеть можно. Возглавляемое ею кадровое агентство является практически единственным в городе местом, где происходит подбор специалистов именно высшего профессионального звена. Основные позиции, по которым работает рекрутинговая компания, — это главные бухгалтеры, менеджеры и региональные представители. Зарплата у таких специалистов держится на уровне самых высоких в республике. Агентство работает с такими крупными региональными компаниями, как "Филипп Морис", "Галина Бланка", "Аустафинг-групп", "Краски Ростова", "Колгейт-Палмолив", полностью формируя для них местный руководящий состав. Из обслуживающего персонала здесь подбирают продавцов лишь для элитных магазинов, требующих от девушек и юношей высшего образования, отвечающих особым корпоративным требованиям.

По словам Валентины Левашевой, "в Улан-Удэ ни одно агентство сегодня не сможет предложить услуги хэдхантинга в силу того, что даже у руководящего звена недостаточно высокие зарплаты. Настоящий "охотник за головами" работает над одним заказом порой до нескольких месяцев и берет за свои услуги вознаграждение в размере полугодовалой зарплаты своего объекта "охоты".

Хотя некоторые элементы работы западных рекрутеров в агентстве используют, например, здесь создана база данных специалистов, которые в настоящее время занимают определенную немаленькую должность, возможно довольны зарплатой, но желающие все-таки поменять работу на более высокооплачиваемую и перспективную. Для таких людей новые места подбираются долго и очень тщательно, практически в эксклюзивном порядке. Точно так же подходят и к подбору персонала для работодателей.

"Единственное, чего мы не примем из философии хэдхантинга — это переманивание специалиста из одной компании в другую помимо воли самого человека. Только если он сам изъявил желание и отправил нам свое резюме, мы смеем его тревожить и предлагать вакансию в компании-конкуренте", —рассказала Валентина Левашева.

Рынок, на котором работают агентства по подбору высококлассных кадров, по мнению директора рекрутинговой компании "Ваша работа", является очень интимным, и поэтому все связанные с ним мероприятия должны быть организованы на условиях анонимности. Не дай бог, директор узнает, что его главный бухгалтер подумывает о перемене места работы!

^