16.11.2005
Мэрия Улан-Удэ начинает очередную войну с маршрутчиками- микроавтобусниками. В течение буквально ближайших шести месяцев в город должно поступить тридцать больших "ЛИАЗов-5256". Выйдя на улицы, они сразу придадут схватке за пассажиров дополнительную остроту, о которой все уже успели подзабыть.

Власти очень долго говорили, что улицы столицы РБ перегружены маловместительными микроавтобусами, что у остановок постоянно возникают заторы, в которых виноваты микрики, которые не могут нормально "причалить" к посадочной платформе из-за обилия себе подобных и т. д. И вообще с предпринимателями-маршрутчиками очень сложно иметь дело, потому те так и норовят поднять цены. И вот эпоха слов завершилась...

Последним самым памятным эпизодом была прошлогодняя война маршрутчиков против больших автобусов предприятия "Городские маршруты". "Маршруты" возили пассажиров по самым низким ценам в Улан-Удэ и не хотели их поднимать. Тогда владельцы микриков решили показать своим гигантским конкурентам, где раки зимуют. Микроавтобусники смогли причинить доходам больших автобусов заметный урон, но войну проиграли.

Теперь уже городские "гиганты", опираясь на поддержку мэрии, выступили против "малышей". Первые закупленные "ЛИАЗы" начнут ходить уже в текущем году по маршруту на Восточный. Массовое поступление в город автобусов большой и средней вместимости нанесет серьезный удар по микроавтобусному бизнесу. Средние и большие машины сначала усилят свое присутствие на самых главных маршрутах.

На направлениях, параллельных движению трамваев, город "порвет" пассажиропоток между большими автобусами "Городских маршрутов" и "Управлением трамвая". Кстати, сейчас там сложилась странная ситуация — большие автобусы 56, дублирующие трамвай 7, ездят достаточно долго. А вот большие машины с маршрута 99, параллельные трамваю 4, по неизвестной причине сходят с линии чуть ли не засветло. В скором времени, судя по всему, положение будет урегулировано.

Лозунг мэрии — пусть на дорогах станет просторнее. Как нам пояснили в городском комитете по транспорту, администрация города имеет право запретить использовать в Улан-Удэ для перевозки пассажиров маловместительные микроавтобусы.

Прецедент запрета есть — в свое время в городе запретили эксплуатировать автобус "Кубанец" (правда, тут была претензия не к вместимости, а к другому фактору). В прошлом году кто-то из мэрии случайно сказал, что такое же может случиться с "Киа Беста" и "рафиками" — через некоторое время на маршрутах их почти не осталось. "В Новосибирске вообще не используются "корейцы", — сказали нам в комитете по транспорту. — Там в основном ездят на "Газелях". В Чите "Газелей" тоже больше, чем корейских микроавтобусов. У нас же из полутора тысяч микроавтобусов только сорок "Газелей".

Городские власти могут определить ограничения не по маркам, а по году выпуска. Но тут возникает другая проблема — почти все существующие автобусы большой и средней вместимости не пройдут "возрастной ценз" и будут вынуждены уйти из бизнеса. Сейчас в столице Бурятии работают 100 больших машин и 239 средних. Улан-Удэ, не имеющий возможности поставить столько же новых, окажется вообще без недорогих "гигантов".

Маршрутчики Улан-Удэ пересели на "Хьюндай Грэйс" и "Истаны", которые составляют 70% микриков. Но они являются машинами малой вместимости. Если город запретит их использование, предприниматели попадут в интересное положение. Маловместительная "Истана" стоит около 320 тыс. рублей. 24-местный "пазик" (машина средней вместимости) — миллион рублей. То есть не каждому предпринимателю будет по силам купить автобус средней вместимости.

Жизнь может заставить предпринимателей объединяться в юрлица. Это тоже одна из задач мэрии — иметь дело не с дикими бригадами, а с нормальными транспортными предприятиями.

В городе начинается очередная эпоха "маршрутных войн".

^