01.10.2014
Такси в Бурятии станут одноцветными
Такси в Бурятии станут одноцветными 

Бурятия процветает. Все проблемы в экономике и социальной сфере республики решены, и пришло время и для второстепенных, не столь важных задач. По крайней мере, такое впечатление может сложиться, глядя на законодательные усилия депутатов Народного Хурала. На минувшей неделе они решили принять закон – перекрасить такси в желтый цвет.

«Желтые такси более безопасные»

Эпопея с единым цветом такси длится уже несколько лет. Три года назад в региональный парламент был внесен законопроект, который обязывал всех таксистов перекрашивать свои машины в один и тот же цвет. Какой именно, тогда еще не знали, поэтому закон принят не был. В начале 2013 года после опроса населения чиновниками минтранса было выбрано два цвета – желтый и белый, но законодательное введение единой окраски было отложено на два года. 

И вот на прошлой неделе депутатами Хурала после ожесточенной дискуссии закон был все же принят и вступит в силу 1 января следующего года. Но что это даст республике, пассажирам и, наконец, самим таксистам? Инициаторы закона постарались привести на сессии самые убедительные аргументы.

Видимо, поездив по миру, депутаты ссылаются на некие «мировые столицы», где все такси покрашены в одинаковый цвет. Но они не упомянули, что и там легальные таксисты, имеющие массу обременений, не справляются с конкуренцией со стороны иностранных аналогов «Максима». Дело дошло до того, что Евросоюз совместными усилиями пытается запретить работу международной службы заказов Uber. Пока безуспешно. Пассажир, как оказалось, он и в Европе пассажир и голосует не рублем, так евро.

Впрочем, Вячеслав Ирильдеев озвучил главный аргумент – перекраска нужна для обеспечения безопасности пассажиров. Но каким образом желтый цвет такси будет более безопасным для пассажиров, нежели белый или красный, неизвестно. Знаменитые лондонские кэбы окрашены в черный цвет, и это не мешает им быть не менее или не более безопасными, чем такси другого цвета.

«У нас бывает много иностранцев. Как им отличить такси? Мы же развиваем туризм, хотим, чтобы было больше такси, чтобы, когда ждешь на остановке, увидел желтую машину, понял, что это такси. А это подъезжают развалюхи, в которые думаешь, садиться или нет. А если проломят голову, то ищи их, свищи», - высказался депутат Леонид Белых. 

То есть, надо думать, желтая машина не может быть развалюхой или, наоборот, – надо запретить развалюхам быть желтыми! Логично.

Но депутат все же прав, в Улан-Удэ бывает много иностранцев. Как им отличить маршрутки от обычных микроавтобусов? Ведь кроме номерка, никаких особенных отличий нет. Но и у таксистов, если депутаты об этом не знают, есть специальные знаки – все легальные такси уже давно оснащены большими и очень большими фонарями с шашками, которые отличают их от обычных машин. 

«Легалы» снова примут удар на себя

Впрочем, никто так и не ответил, какая разница, какого цвета такси, если большинство все равно пользуется услугами так называемых служб заказа такси. Просто потому, что они дешевле. И дешевле, в том числе, благодаря законодателям. На сегодня в Бурятии есть несколько легальных таксомоторных фирм, которые из своих доходов платят налоги, проверяют здоровье своих сотрудников, смотрят, чтобы не было алкоголиков или наркоманов. И есть море частников, которые усилиями законодателей были загнаны в полулегальные службы заказов. Их никто не проверяет перед выездом, их доходы никому не известны, для государства они безработные.

Именно поэтому конкуренцию они пока выигрывают. А благодаря новому закону легальным такси конкурировать с нелегальными станет еще сложнее. Заставлять первых тратиться, кроме лицензии, налогов и пенсионных накоплений, еще и на перекраску, -значит загонять их в финансовую дыру или в подполье. При этом никаких практических результатов перекраска такси для водителей не имеет.

По мнению министра транспорта Бурятии Сергея Козлова, «данный закон станет первым шагом по регулированию области, вторым станет борьба со службами заказа такси, вроде «Максим». Это заявление выглядит еще абсурднее. По мнению депутата Татьяны Мантатовой, норма о едином цвете не только не поможет в борьбе с нелегальными перевозчиками, как обещают авторы законопроекта, а наоборот, усугубит не самую простую финансовую ситуацию в отрасли.

Бессмысленный закон

Реплики министра транспорта и защитников закона из состава депутатов лишний раз показывают, что никаких особых преимуществ перекраска не дает. Кроме того, что «будет красиво». Но заставлять несколько сотен человек тратиться на перекраску только для того, чтобы было красиво, - бессмысленно. Учитывая, что часть из них просто уйдут из легального поля и перестанут, в конце концов, платить налоги, это уже просто невыгодно, в первую очередь, самому государству.

Депутат Сергей Мезенин заявил, что дополнительное обременение перевозчиков обернется ликвидацией сельских такси, которые, и так имея низкие доходы, выполняют в основном социальную функцию. Депутат предложил установить требования о едином цвете лишь для Улан-Удэ, не затрагивая села. Однако большинством голосов закон все же был принят, несмотря на предложения не торопиться. 

Итог малоутешителен – государство теряет налоги из-за ушедших в тень таксистов и новых безработных. Проиграют легальные такси, тогда как для пассажиров ничего фактически не поменяется - безопасность обеспечивается не цветом машины, а проверкой их технического состояния и здоровья водителей. Выигрывают те самые службы заказа, с которыми хуральцы собираются якобы бороться. Учитывая же, что столь противоречивый закон принят раньше даже федерального закона, который сейчас проходит процедуру обсуждения в Госдуме, невольно закрадываются сомнения.

Так, коммунист Екатерина Цыренова заподозрила своих коллег в лоббировании неких интересов. «Если бы шла речь о том, что упадут тарифы на перевозку, можно было бы понять, но мы только увеличиваем затраты. Что поменяется? Безопасности нет, нелегальные такси были, есть и будут», - заявила депутат. 

Напомним, это в то время, когда проблемы с пробками, общественным транспортом не только не решаются, но и усугубляются с каждым годом. И страдает от этих трудностей гораздо больше людей, чем от того, что не все такси покрашены в желтый цвет.

Владимир Бадмаев, «Номер один»
^