22.10.2014
Сегодня на Улан-Удэнском авиазаводе относительно стабильная ситуация. Есть заказы, есть программа развития. Даже кадровая проблема находит решение. Однако в долгосрочной перспективе в отношении завода есть определенные опасения. Та продукция, которая сегодня производится, либо уходит с рынка, либо занимает на нем небольшую долю
Сегодня на Улан-Удэнском авиазаводе относительно стабильная ситуация. Есть заказы, есть программа развития. Даже кадровая проблема находит решение. Однако в долгосрочной перспективе в отношении завода есть определенные опасения. Та продукция, которая сегодня производится, либо уходит с рынка, либо занимает на нем небольшую долю. 

«Сделано в Бурятии» 

Авиационный завод в очередной раз открыл свои двери для общественности. В этот раз это произошло в рамках акции «Сделано в Бурятии», проводимой минпромом республики совместно с администрацией главы и правительства республики.

В рамках этой акции журналисты, чиновники и общественность уже успели побывать на Селенгинском ЦКК и «Улан-Удэстальмосте». Учитывая, что сегодня ситуация в бурятской промышленности не всегда стабильна, такие акции направлены на то, чтобы обозначить решения существующих проблем и обрисовать перспективы предприятий. Ну и, конечно, сам знак «Сделано в Бурятии», который присваивается наиболее крупным производителям Бурятии.

- Цель проводимого сегодня мероприятия – это акция «Сделано в Бурятии». Правительством республики разработан логотип, товарный знак «Сделано в Бурятии», который будет присваиваться крупным производителям товарной продукции, конкретным продуктам. Поскольку продукция авиационного завода находит применение во всем мире, экспортируется во многие страны, ей тоже будет присвоен этот знак, - заявил первый заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Унгаев.

Сегодня авиазавод – флагман экономики Бурятии, который обеспечивает республику немалой долей налоговых поступлений. Во все уровни бюджета завод платит более 3,8 миллиарда рублей налогов. Еще 800 миллионов – в социальные фонды.

Правда, объем продаж в 2014 году снизился на два миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом – с 36,7 миллиарда до 34,7 миллиарда рублей. Впрочем, год еще не окончен, и, вполне возможно, по его итогам предприятие преодолеет этот разрыв или хотя бы сократит его.

На заводе работает более семи тысяч человек со средней зарплатой в 34606 рублей. В следующем году, по предварительному прогнозу, авиазаводчан ждет повышение оплаты – до 38350 рублей.

Объемы под вопросом 

Сегодня на заводе обеспокоены возможным снижением производства. Дело в том, что в среднесрочной перспективе за УУАЗ закреплено производство только двух вертолетов – это МИ-171 и МИ-171А2. Последний вертолет – это гражданский аналог первого. Однако сегодня МИ-171 постепенно уходит с рынка серийно выпускаемых вертолетов. А на МИ-171А2 надеяться особо тоже не приходится – гражданский сегмент в среднем классе вертолетов занимает всего 30-35 процентов.

То есть, если ситуация не изменится, то в течение ближайших лет может сложиться ситуация, что УУАЗ лишится объемов, производство упадет, что в нынешних условиях и так не самой благоприятной экономической среды может стать серьезным ударом.

Ранее холдинг «Вертолеты России» планировал закрепить за заводом еще ряд проектов. Однако разработка двух вертолетов сегодня свернута, а по третьему – ПСВ (перспективный скоростной вертолет) еще не определен завод, где он будет производиться.

Сейчас УУАЗ пытается бороться за то, чтобы этот вертолет оказался «перспективным» конкретно для него и для республики. Если же холдинг решит по-другому, то придется придумывать другие способы заработать.

Один из таких способов – это производство металлических лопастей несущего винта вертолетов, шлангов высокого давления и трубопроводов. Такая возможность уже обсуждалась – и в 2012, когда завод посетил министр промышленности России, и в 2013, во время визита генерального директора «Вертолетов России».

Возможность для расширения производства у завода сегодня есть, сейчас слово за вышестоящими органами и корпорациями.

Впрочем, что касается ближайшей перспективы, здесь все более или менее понятно. И представители минпромторга, и руководители завода на Дне открытых дверей в голос заявили, что все годовые планы на заводе будут выполнены.

- Продукция авиационного завода, она ведь очень сложная. Кооперационные связи постоянно совершенствуются. Со своей стороны, можем сказать, что та производственная программа, которая реализуется авиационным заводом, в текущем году реализуется без сбоев. Запланированные производственные показатели реализуются в соответствии с производственным планом, - рассказал Алексей Унгаев.

Местные кадры 

Еще одна проблема, борьба с которой сегодня разворачивается на всех предприятиях, - это кадры. Нехватка квалифицированных специалистов на производстве давно стала головной болью и промышленников, и властей.

 - Это мероприятие преследует цели популяризации инженерных, рабочих и технических специальностей, - рассказал Алексей Унгаев про День открытых дверей на авиазаводе. - Сегодня многие промышленные предприятия испытывают дефицит квалифицированной рабочей силы. Я думаю, что такие акции будут регулярными. Они позволят сориентировать молодежь в профессиональном плане под будущее место работы.

На УУАЗ, впрочем, есть определенные подвижки в этом вопросе. Сегодня руководство завода надеется привлечь к себе выпускников местных вузов и сузов. Для этого в рамках Дня открытых дверей на завод и были приглашены школьники и студенты Бурятии.

- Вы для нас сегодня – это тот потенциал импортозамещения специалистов, которых авиационный завод получал из других регионов, институтов и даже стран, - обратился к студентам и школьника исполняющий обязанности управляющего директора завода Сергей Соломин. - Нам бы очень хотелось, чтобы к нам на завод приходили молодые, высококвалифицированные, грамотные специалисты, окончившие наши, местные, вузы.

Сегодня в ВСГУТУ работает самолетно-авиационная кафедра, с которой активно сотрудничает авиазавод. Кроме этого, сегодня намечается и серьезное перевооружение техникума, который действует при заводе.

- В ближайшее время серьезнейшим образом будет происходить модернизация Улан-Удэнского авиационного техникума. В техническое перевооружение техникума планируется вложить порядка 56 миллионов рублей, - заявил Сергей Соломин.

Таким образом, кадровая проблема на заводе сегодня получила хоть какие-то перспективы решения. Что касается остальных вопросов, здесь придется поработать, чтобы сохранить сегодняшние показатели и, тем более, улучшить их.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
^