12.11.2014
Хуралу дают в руки мощный политический инструмент, которым он не воспользуется из-за слабоволия
Хуралу дают в руки мощный политический инструмент, которым он не воспользуется из-за слабоволия 

На минувшей неделе в Бурятии принят закон о депутатском расследовании. Согласно ему депутаты могут создавать специальные следственные комиссии и инициировать расследования по наиболее проблемным и резонансным вопросам. Этот закон мог бы серьезно оживить унылую политическую жизнь Бурятии, но в ближайшие годы не оживит.

Следствие ведут депутаты

Как гласит закон, парламентское расследование необходимо для обеспечения контроля над исполнительными органами власти. Теоретически депутаты могут инициировать расследование по деятельности почти всех республиканских чиновников, включая и самого главу. Возможным основанием для начала такого расследования могут стать ненадлежащее исполнение бюджета или неэффективное использование собственности республики. 

Справедливости ради члены правительства и сейчас отчитываются перед парламентом, но расследовать их работу на предмет злоупотреблений депутаты не могут. Вообще, реальность несколько отличается от мира нормативных актов, где Вячеслав Наговицын, например, подотчетен Народному Хуралу. Некоторые депутаты не раз жаловались на то, что правительство, пользуясь лояльным большинством, силой продавливает любые выгодные для себя решения в парламенте.

«Бюджет мы, например, рассматриваем формально на паритетных началах – Хурал с правительством, но по факту получается, что глава республики диктует Хуралу, а партия, имеющая большинство, берет под козырек и принимает закон. В таких условиях я не уверен, насколько реально будет работать механизм депутатского расследования», - говорит депутат от компартии Баир Цыренов.

А без согласия большинства парламента инициативная группа, числом не менее пяти человек, начать расследование не сможет. Они должны сначала направить письменное обращение о возбу¬ждении депутатского расследования председа¬телю Хурала, коим уже второй срок является бывший прокурор Матвей Гершевич. 

Инструмент оппозиции с согласия «ЕР»

Обращение рассматривается на ближайшей сессии парламента в течение тридцати дней. Если очередной сессии в этот срок не предвидится, то созывается внеочередная. Решение о возбуждении «считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов». Фактически это означает, что расследование начнется, если его одобрят депутаты от «Единой России».

По мнению Баира Цыренова, это требование снижает эффективность нового закона: «Как правило, оппозиционные партии более заинтересованы в этом законе, но, к сожалению, мы даже в сумме не имеем большинства. Поэтому надежд маловато. С другой стороны, парламентское расследование в отдельных случаях может быть в интересах всех фракций, в т.ч. и правящей».

Но даже в случае положительного голосования большинства расследование может не начаться. Для этого создается комиссия, в которую должно входить по равному числу представителей депутатских объединений в парламенте. Иначе говоря, «единороссов», коммунистов и «справороссов» в комиссии должно быть равное количество. Состав комиссии утверждается большинством депутатов Хурала. Но если комиссию сформировать не удалось в установленный законом срок, депутатское расследование не проводится. 

Подменить следственные органы

Депутат от «Справедливой России» Сергей Мезенин считает, что прав у депутатов «и так достаточно для обращения в любой орган. Сложно судить, где проходит грань дозволенного, чтобы не вмешиваться в работу правоохранительных органов. В принципе, закон может и нужен, время покажет», - сказал «справоросс».

Наиболее известный возмутитель спокойствия прошлого созыва Хурала Игорь Бобков считает, что закон о депутатском расследовании не изменит ситуацию. 

«Мне кажется, закон будет носить большей частью декоративный характер. Ведь есть правоохранительные органы, есть Следственный комитет, ФСБ, МВД. Полномочий депутатам не дадут», - заявил он.

Согласно закону комиссия по расследованию имеет право получать документы и всю необходимую информацию по делу, выезжать на место происшествия, опрашивать должностных лиц (которые, впрочем, могут ответить в письменном виде в течение 15 суток) и приглашать экспертов. Но допросить обвиняемого депутаты не смогут. 

Бойцовские качества хуральцев

По мнению Игоря Бобкова, если депутаты захотят, то они и без нового механизма могут контролировать соблюдение законодательства. 

«Я считаю, что депутатский корпус элементарно должен проявлять большую политическую волю, чтобы те или иные бюджетные траты отметать. И никаких расследований для этого проводить не нужно. Депутаты рано или поздно должны прийти к выводу, что если мы принимаем социально ориентированный бюджет, то средства должны идти только на социальные цели. Но когда спикер Народного Хурала собирается купить плазменный телевизор за несколько миллионов, все комментируют, что это нужно», - говорит он.

Бывший лидер либерал-демократов считает, что никто никакого расследования проводить не будет. 

«Четырнадцать депутатов, работающих на освобожденной основе, которые координируют свою работу с правительством. Они по сути дела работники правительства, потому что находятся на зарплате и всецело зависят от партии большинства. Депутаты, работающие на не освобожденной основе, в эти дела не полезут, потому что им просто некогда. Учитывая бойцовские качества нынешнего состава парламента, я считаю, что никаких депутатских расследований и серьезных разборок не будет», - говорит.

Манзанов, приватизация и тарифы…

На федеральном уровне этот механизм существует давно, и время от времени его даже пытаются использовать. Активнее всех применяют этот закон коммунисты. Последним резонансным делом, по которому КПРФ требовала парламентского расследования, стало дело экс-министра обороны Сердюкова. Однако большинство думцев предпочло дождаться решения суда.

В мире наиболее эффективно возможности парламентского расследования используются в США. Там, например, после расследования Конгрессом уотергейтского скандала в отставку пришлось уйти президенту Никсону. Через двадцать лет в результате еще одного скандала и соответствующего расследования своего поста едва не лишился другой президент – Клинтон.

Но в Бурятии, по крайней мере, пока оппозиция не намерена выдвигать претензий непосредственно к главе республики Вячеславу Наговицыну. 

«Закон только принят, по этому поводу на фракции разговора не было. Но можно предположить несколько вариантов. Например, тема по городскому хозяйству - объекты жизнеобеспечения непонятным образом ушли в частные руки и город не контролирует эти сферы. Там, мягко говоря, бардак. Вопросов много, но вопрос в том, насколько наше парламентское большинство будет готово к объективному расследованию», - сказал Баир Цыренов. Также, по его мнению, депутатам могут быть интересны нюансы дела Манзанова, вопрос о тарифах и прочее. 

Но даже если новый закон применить не удастся по прямому назначению, он все равно будет полезен, считает коммунист: 

«Важно продемонстрировать готовность парламентского большинства к объективному расследованию некоторых вопросов. Если мы будем инициировать, но нас не будут пропускать, это тоже может быть определенным индикатором для общественности – кто действительно заинтересован, а кто нет. А для нас это дополнительный механизм работы», - говорит депутат.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^