23.11.2005
Очень неожиданно закончилась оптимистичная история с бюджетом РБ на будущий год. После недавнего оглашения правительством республики проекта бюджета жители Бурятии были приятно удивлены тем, что бюджет оказался с профицитом. Доходы превысили расходы. Каким же разочарованием закончились все эти радужные надежды... Профицит оказался трюком Минфина РБ. Там, оказывается, работают настоящие финансовые... как бы это сказать... фокусники.

Теория относительности от Минфина РБ

Знаете анекдот. В тюрьме разговаривают два зэка. "А что такое теория относительности?" — спрашивает один другого. "Ну, вот смотри — мы с тобой сейчас стоим, но в то же время мы сидим. Это и есть теория относительности". Рассмотрение проекта бюджета республики в НХ РБ прошло в духе этого анекдота. Профицит тоже оказался весьма относительным явлением. С одной стороны он существует, черным по белому записан на страницах законопроекта "О республиканском бюджете на 2006 год", но с другой — отсутствует. Между тем наш бюджет — зеркальное отражение главного российского финансового документа, в котором профицит, по сути, означает сплошной дефицит.

Философский бюджет представлял главный бухгалтер Бурятии — министр финансов Александр Налетов. Республиканский главбух был предельно откровенен. Он буквально на пальцах разъяснил народным избранникам, что не все так хорошо, а 71-миллионный профицит создан фактически искусственно и это ни что иное, как финансовая уловка, основанная на ловкости рук и хитрости мозга. Депутаты были сражены услышанным. Им дали понять, что, если они намеревались устроить радостный дележ профицитных средств, то сильно ошибались.

Александр Налетов, министр финансов РБ: "В соответствие с бюджетной классификацией, расходы в виде долгов, которые необходимо возвратить, могут производиться только за счет профицита бюджета. Уважаемые депутаты, я это проще объясню. Вы все прекрасно знаете, что существуют такие затраты, которые можно производить только за счет прибыли. Есть прибыль, нет ее — только за счет прибыли. Даже если прибыли нет, даже если предприятие убыточное, мы должны ее показать. Здесь случай по аналогии с промышленными предприятиями. У нас есть обязательные расходы, которые должны показываться за счет профицита. Мы можем принимать дефицит бюджета в рамках 15 процентов, но для покрытия некоторых расходов мы все равно показываем профицит. Вот и все".

На первом чтении правительственного проекта бюджета, прошедшем на прошлой неделе в парламенте РБ, рассматривался весьма "сырой" документ. Глава Минфина РБ не смог объяснить депутатам, сколько денег придет в Бурятию из Москвы, и куда они пойдут, т. к. к моменту его выступления еще не был принят бюджет России. Более менее ясно, что придет миллиард на строительство дорог. Какие еще объекты будут профинансированы федеральным бюджетом по федеральным адресным программам, станет ясно в первом квартале будущего года. Действует рабочая группа, которая уточняет суммы, которые выделят Бурятии по итогам визита Германа Грефа.

Что есть реальность?

Помимо теории относительности Эйнштейна правительство и депутаты РБ дискутировали и по другому вечному философскому вопросу, прямо-таки по Канту: что вообще есть реальность и не является ли реальность, данная нам в ощущение посредством бюджета, сплошной иллюзией?

"Сравним бюджет этого года и Программу социально-экономического развития (СЭР) РБ, которую мы приняли год назад. По некоторым позициям видим расхождение в два-три раза. У вас есть уверенность, что мы приняли реальную программу? В состоянии ли мы как-то реально составлять программу?", — задал острый вопрос депутат Михаил Семенов.

"Будем надеяться, что она реальна", — попытался уйти от ответа Александр Налетов.

"Но надеемся на одно, а живем по-другому", — не отставал Михаил Семенов.

"Мы все живем надеждой на лучшее", — пофилософствовал в ответ главный бухгалтер республики.

То, что бюджет РБ на 2006 год и Программа СЭР хорошо скоординированы между собой, вызвало у депутатов немало сомнений. Даже не смотря на уверения Александра Налетова, что правительство старалось максимально ориентироваться на параметры, установленные программой. Отклонения от этой "дорожной карты", по которой республика будто бы идет к процветанию, огромны. Например, на целевые республиканские программы должен быть выделен 1 млрд. 400 млн. рублей. В проекте бюджета-2006 выделено 500 млн. рублей (т. е. 37%).

Обеспеченность расходных обязательств РБ равна 35%. Что же делать? Сокращать реестр расходов? Глава Минфина не смог сказать ничего конкретного. "Когда мы принимали все республиканские программы, другие документы, мы исходили из проблем, которые они должны решать. Но надо быть реалистами и делать то, что мы можем делать", — сказал он.

Есть обязательные расходы республики. Но есть добровольно взятые на себя обязательства. "То есть настало время жестко ревизировать расходы, которые мы принимаем в виде республиканских программ?", — спросили депутаты.

Уходя от прямых ответов на нелицеприятные вопросы, Александр Налетов тем не менее был вынужден признать, что сложившееся положение надо менять.

Устами своего министра финансов правительство РБ признало, что в 2006 году правительству и НХ РБ необходимо провести "совместную, довольно неблагодарную, но необходимую работу по приведению расходных обязательств РБ в соответствие с доходными возможностями".

Программа СЭР Бурятии, как заявил Александр Налетов, скорее всего будет корректироваться. Нетрудно догадаться, что в Программу социально-экономического развития РБ внесут более низкие параметры развития. Таким образом, по ходу пьесы, Бурятия может лишиться целого ряда своих целевых программ, а новые республиканские программы будут принимать с огромной осторожностью. Правда то, что уцелеет, правительство обещает выполнять в безусловном порядке.

Как видим, правительство Бурятии хоть пока и не признало конкретно, что республика пытается жить не по средствам, но и делать хорошую мину при плохой игре, по-видимому, тоже не намерено.

Битва за деньги-2006 началась

После бесхитростной кончины профицита не остается ничего другого, как распределять имеющиеся доходы. Уточнение доходов и расходов начнется на следующей сессии НХ РБ. На следующей сессии и будет основная борьба. Депутаты Хурала очень внимательно следят, на какие стройки пойдут средства. Претензии прозвучали уже при первом чтении главного финансового документа РБ.

Например, депутат Сергей Мезенин обиделся за свой район. "Во всех районах строятся объекты соцсферы, кроме Прибайкальского района. Я не могу понять, чем так выделяется наш район? Был один-единственный наказ — строительство Туркинской и Мостовской школ. В этих двух школах скоро будет невозможно учить детей.

Мостовская школа разделена на три части — 1—3 классы учатся в здании детсада, 5—9 — в общежитии, а 10—11 — в Таловке. После поездки президента РБ в наш район в правительстве признали, что по Прибайкалью есть перекос. Но получаем проект бюджета-2006, а воз и ныне там. Леонид Васильевич, давайте хоть что-то начнем строить", — сказал прибайкальский депутат.

Выделение денег на строительство — больной вопрос. Как заявил Александр Налетов, по капитальным вложениям предусмотрено 85 млн. рублей, меньше, чем предусматривалось Программой СЭР.

Депутат Трифонов: "В перечень объектов по капитальным вложениям включены объекты, которых нет в Программе СЭР Бурятии. А некоторые входящие в программу в перечень, наоборот, не включены. Чем это объяснить?". Трифонов был не одинок в своем недоумении.

Оправдываться пришлось первому заму председателя правительства РБ Иннокентию Егорову: "По этому вопросу все будет приведено в соответствие".

Демарш Михаила Семенова

Затем развязалась дискуссия на тему "Быть или не быть первому чтению". Чехарда в бюджете раздосадовала главу фракции "Родина", экс-спикера, Михаила Семенова. — Мы знаем, что утверждаем цифры, которые будем пересматривать. Потому что бюджет России еще не принят. И это получается фарс, формально выполняющий требования Бюджетного кодекса. Есть предложение написать "одобрить", а потом утвердить окончательно, — заявил депутат.

— Михаил Иннокентьевич, не превращайте в базар какойто. Извиняюсь, конечно, за выражение. Надо слово — пожалуйста, выступите, — прорвалось недовольство у председателя НХ РБ Александра Лубсанова.

— Сила государства в уважении к старшим и хранении законов, — блеснул Лубсанов в микрофон народной поговоркой, пока Михаил Семенов выходил к трибуне.

— Преждевременно меня хоронить не надо. Быстро собираетесь, — по-видимому не дослышав, парировал последний.

Михаил Семенов: "Мы ежегодно устраиваем фарс по утверждению бюджета. А есть ли необходимость такими делами заниматься? Утверждаем, потому что требуется Бюджетным кодексом. Я знаю, что, подняв сегодня руку за утверждение, в декабре буду голосовать за отмену. Все мы это прекрасно знаем. И это притворство надо каким-то образом решить. В год мы пересматриваем бюджет пять раз и два раза утверждаем в первом чтении. Но мы же люди серьезные, надо уважать решение, которое приняли, отдавать голоса надо за дело".

Александр Коренев поддержал позицию коллеги-депутата: "Мы послушали цифры, есть замечания. Пусть правительство доработает, а в декабре примем в двух чтениях, не меняя никаких цифр. Действительно мы себя как-то неловко чувствуем. Голосуем за одни цифры, потом возвращаемся, отменяем, принимаем другие".

Впрочем, основная масса депутатов НХ РБ решила работать по старинке, и бюджет в первом чтении все-таки был принят.

Бюджет-2006

Доходы — 14,783 млрд. рублей, почти на 2 млрд. больше дохода бюджета-2005. Собственные доходы РБ — 5,547 млрд., меньше чем в 2005 году. Помощь из федерального бюджета — 9,326 млрд. рублей, больше чем в прошлом году.

Расходы — 14,712 млрд. 52% расходов пойдут на социальную политику и финпомощь муниципальным образованиям. На содержание госаппарата в РБ планируется потратить 4,3% от всех расходов (на 1,5 процента выше, чем в 2005 году), т. е. более 630 млн. рублей. Удельный вес расходов на культуру, СМИ, здравоохранение, спорт, охрану окружающей среды, наоборот, снизился.

Профицит — 71,2 млн. рублей. Однако, что это за профицит, мы уже говорили.

^