12.11.2014
Уменьшение числа чиновников, объявленное в прошлом году в Бурятии, сошло на нет
Уменьшение числа чиновников, объявленное в прошлом году в Бурятии, сошло на нет

Несколько сотен госслужащих в прошлом году все же лишились своих должностей, хотя, скорее всего, они просто перешли в другой статус. Сегодня есть цифры, которые говорят о том, что в местных органах власти недостаточная обеспеченность кадрами. И вполне вероятно, что в скором времени численность чиновников вернется на прежний уровень.

Лишить статуса – значить сократить

В Госдуме размышляют над очередным способом сократить расходы на чиновничий аппарат. Один из депутатов внес законопроект, который может позволить федеральным властям ограничивать численность региональных чиновников. Соответствующие нормативы, по замыслу автора, должны быть внесены в Бюджетный кодекс. Причина – неоднородность количества госслужащих в регионах. В расчете на тысячу жителей в разных субъектах этот показатель может отличаться в разы.

- Численность государственных служащих, а также ее рост – одна из болезненных тем, беспокоящих российской общество. Так, за период с 2000 по 2012 год численность работников государственных органов субъектов Российской Федерации, согласно данным Росстата, возросла приблизительно на 36 %, - говорится в пояснительной записке.

Кроме того, депутат ссылается на Дмитрия Медведева, который заявлял, что «Мы сокращаем количество федеральных государственных служащих. То же самое должны делать на региональном уровне, сокращая количество региональных государственных служащих».

На региональном же уровне, а именно – у нас, в Бурятии, этим вопросом задавались уже не раз. Даже были попытки предпринять активные действия. Но особого эффекта от этих мер не произошло. Численность чиновников в Бурятии если и снизилась, то, скорее, номинально, а не фактически.

К таким активным действиям можно отнести указ Вячеслава Наговицына, который в прошлом году подписал распоряжение о сокращении чиновников на пять процентов. Точнее, не чиновников, а работников органов власти, среди которых есть немало и госслужащих.

Того, что эти действия направлены на оптимизацию кадров, а не на сокращение непосредственно госслужащих, власти не скрывают.

- Мы подняли эффективность работы системы образования, ушли от всех непрофильных специальностей, которые там были. Сегодня остались только те, кто на самом деле влияет на процесс образования. А раньше, помните, кого только там не было – механизаторы, доярки… Все сидели на образовании, и все с ученика кормились. Сегодня мы убрали все это, - говорил глава Бурятии этой весной.

Выходит, что подобные сокращения не всегда таковыми являются. Порой это происходит просто потому, что некоторых работников выводят из штата, отправляя трудиться, например, в разного рода автономные учреждения. Которые, в свою очередь, также финансируются из бюджета. И получается, что реальные расходы на аппарат остаются на прежнем уровне, как и количество работников. Просто часть из них теряет статус «работников органов власти».

Клерков – за штат

Если же все-таки взглянуть на официальные цифры, которые подсчитывают как раз таки тех, кто имеет статус госслужащих, и обходят стороной автономные учреждения, куда выводятся кадры, то сокращения действительно произошли.

Если в 2012 году количество госслужащих (без учета правоохранительных органов и прочих работников, не относящихся к чиновникам) составляло 8,9 тысячи человек, то уже к концу 2013 года их осталось 8,6 тысячи. Не самое масштабное сокращение, тем не менее ощутимое.

Хотя после этого особых движений в этом плане больше происходило. По данным Бурятстата, среднесписочная численность госслужащих по итогам первого полугодия 2014 года составила все те же 8,5 тысячи человек.

Здесь стоит отметить, что те чиновники, которые занимают высокие государственные должности, сокращений на себе не ощутили. Их численность незначительно варьируется, но общее количество сократилось из-за увольнений более мелких госслужащих – тех клерков, которые трудятся специалистами, консультантами и так далее. А учитывая, что их зарплаты не настолько высокие, как у высших чинов, то и экономия бюджета здесь не такая уж и большая.

Сегодня средняя зарплата топ-чиновников, занимающих государственные должности РФ, Бурятии и муниципальные должности, составляет примерно 117 тысяч рублей. Те, что рангом пониже, – это те, кто занимает должности государственной гражданской (муниципальной) службы, – получают в среднем 36 тысяч рублей. Разница налицо.

В среднем же все работники органов госвласти, включая правоохранительные органы и обслуживающий персонал, получают чуть более 40 тысяч рублей. Конечно, здесь следует обратить внимание на большое количество мелких клерков и персонала и их небольшие зарплаты, которые далеки от этой средней суммы.

Кадровая «дырка»

Вообще, к своим зарплатам чиновники относятся довольно щепетильно. И порой происходят казусы, которые будоражат общественное мнение. Например, в августе этого года Бурятстат опубликовал данные о значительном росте зарплат чиновников. И правительство незамедлительно опровергло эту информацию, сообщив, что зарплата не только не увеличилась, но уменьшилась – на 5,6 процента.

- Последние повышения заработной платы работников органов государственной власти Бурятии производились с 1 октября 2008 года на 9 % и с 1 декабря 2012 года на 6 %», - сообщал тогда сайт правительства.

Впрочем, сегодня минэкономики подтверждает, что по сравнению с 2013 годом чиновничья зарплата выросла на 1,7 процента. То ли за пару месяцев падение успело смениться ростом, то ли сами чиновники чего напутали.

Тем не менее уровень оплаты труда в органах власти сегодня достаточно привлекателен. И поэтому многие стремятся устроиться поближе к голове Ленина. При этом, как сообщает Росстат, в Бурятии сегодня чиновников даже не хватает. Сегодня обеспеченность штатными единицами органов исполнительной власти республики составляет 96,9 процента. То есть наша власть еще и нуждается в кадрах.

Это значит, что для того, чтобы закрыть эту необеспеченность, нужно нанимать новых сотрудников. И вся политика последних лет, направленная на «оптимизацию», канет в Лету. Это подтверждает своеобразный закон, который гласит, что любое сокращение чиновников приводит к увеличению их количества.

Выходит, что те, кого просто вывели за пределы штата госучреждений, теперь создали дыру в аппарате чиновников, которую необходимо заполнить. И, вполне возможно, в итоге получится, что из бюджета будут оплачивать труд и тех, кто лишился этого статуса, и тех, кто его приобретет.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
^