10.12.2014
В Бурятии сельчане возмутились недоступностью Сбербанка. Об этом на девятой сессии НХ рассказал коллегам «справоросс» Сергей Мезенин. В селах закрываются отделения, демонтируются банкоматы
В Бурятии сельчане возмутились недоступностью Сбербанка. Об этом на девятой сессии НХ рассказал коллегам «справоросс» Сергей Мезенин. В селах закрываются отделения, демонтируются банкоматы. 

Причины - «неэффективность содержания, обслуживания и другие факторы». Вынести на обсуждение в рамках Правительственного часа проблему предложил депутат Народного Хурала от Прибайкальского района Сергей Мезенин.

Где деньги?

По информации народного избранника, отделения банка в его районе сохранились лишь в Турунтаево, Турке, Таловке, Татаурово, Ильинке и Коме, где отделение работает два раза в неделю. Ввиду таких изменений сельчанам, дабы произвести какие-то платежи или просто снять деньги со счета, приходится ехать за 20-30 и более километров. Неудобство вызвано и тем, что в одном месте в итоге обслуживаются жители сразу пяти-восьми сел. К примеру, на отрезке Кика - Турунтаево все восемь сел обслуживаются в районном центре.

Но это только полбеды. Ведь вместо закрывшихся отделений элементарно не устанавливаются банкоматы. Более того - демонтируются старые. Так, более месяца назад банкоматы демонтировали в Таловке и Гремячинске, что вызвало у сельчан волну негодования. Даже в райцентре - Турунтаево на сегодня работает всего два банкомата, что, по словам депутата, явно не хватает для населения в пять тысяч.

- В тот же Горячинск сегодня приезжает много туристов, а там лишь один банкомат, да и то который постоянно ломается. В Гремячинске такая же история. Однако на сегодня работа единственного банкомата приостановлена, и также стоит вопрос о демонтаже, - негодует народный избранник.

Безвыходная ситуация

В беседе с «Номер один» Сергей Мезенин отметил, что с жалобами на такую политику Сбербанка жители Прибайкальского района обращаются, по меньшей мере, уже более месяца. Тогда же народный избранник обратился к местному отделению Сбербанка.

- Там сослались на внутренние инструкции. На то, что служба безопасности должна дать заключение о сохранности банкомата и наличии охраны. Отсутствие охраны же обозначает наличие угрозы, что опять же противоречит их внутренним правилам, - поясняет Сергей Мезенин.

Не добившись компромиссного решения проблемы в местном отделении, депутат направил открытое письмо председателю Совета директоров Сбербанка России Герману Грефу. В письме он просил изменить внутренние инструкции и требования к установке банкоматов. Однако прошел месяц - ответа не последовало.

- Если не реагируют на депутатское обращение, то, быть может, реакция будет в целом на Хурал,- говорит Мезенин.

Впрочем, вынести на Правительственный час обсуждение в этот раз не вышло. Было решено отложить рассмотрение вопроса до февральской сессии.

Проблема всероссийского масштаба

На вопрос «Номер один», не обсуждалась ли проблема с коллегами-депутатами, представляющими другие районы, прежде, народный избранник ответил утвердительно. Ситуация беспокоит всех.

- Более того, следует признать: вопрос стоит не только не только по нашему региону. Сегодня Сбербанк не работает с органами местного самоуправления. Будучи самостоятельной структурой, использует свои внутренние требования, инструкции, проводит работу. Такая ситуация по всей России. Поэтому хотелось бы обратить внимание на эту проблему и других субъектов РФ. Чтобы было содружество с органами местного самоуправления, возможно, где-то и помощь местного самоуправления для компромиссных решений. Я считаю, что, в случае чего, Госдума не в праве отмахнуться, - «замахнулся» на федеральный уровень депутат.

К слову, в своей речи Сергей Мезенин озвучил мысль и вовсе отказа от Сбербанка. «Мы можем в конце-концов другой банк завести», - отметил он и вспомнил о региональном «БайкалБанке». Однако тут же упомянул и о причинах, по которым это сделать на сегодня невозможно. Это кредиты, в том числе ипотечные, которые сегодня связывают жителей Бурятии с «зеленым» банком. Поэтому приходится работать с тем, что есть, и пытаться добиться, чтобы Сбербанк действительно был «всегда рядом».

Тем временем в пресс-центре Сбербанка отрицают обвинения в свой адрес. «Банк не сокращает число устройств самообслуживания в сельских территориях Бурятии. И даже наоборот, проводит мероприятия по расширению сети на территориях районов. Так, только за последний год на сельских территориях Бурятии Сбербанком дополнительно установлено 32 устройства самообслуживания, для снятия наличных и проведения банковских операций. При этом общий парк техники банка именно на территории районов сегодня увеличился до 223 устройств», - говорится в комментарии пресс-центра.

Тем не менее банк отмечает, что при принятии решения об установке устройств самообслуживания в том или ином населенном пункте специалистами проводится комплексная оценка: учитывается востребованность в наличии устройства, в том числе в зависимости от количества банковских карт у населения (как зарплатных, так и пенсионных); наличие необходимых каналов связи; транспортная инфраструктура конкретного поселения для обеспечения более удобного доступа для большинства клиентов. «Сбербанком уделяется серьезное внимание вопросам обеспечения безопасности для пользователей устройств самообслуживания и техники банка»,-  подчеркивают в банке.

Марина Игумнова, «Номер один»
^