04.02.2004
Однажды вечером я столкнулся с реформой ЖКХ. Бумажка под заглавием "Предупреждение (о погашении долга)", воткнутая в угол двери, оказалась посланием от улан-удэнского "Водоканала". "За вами числится задолженность по оплате за услуги холодного водоснабжения и канализации... вам необходимо погасить долг в течение 10 дней... Начальник абонентского отдела, подпись". Сумма долгов оказалась внушительной — без малого 800 рублей. На случай оказания мною финансового сопротивления МУП "Водоканал" пригрозил судом. Суд в стране, победившей демократию, я бы с треском проиграл. Пришлось отправиться на Элеватор и отдать кровные денежки.
"Алло! Это "Водоканал"?"
"Ну ты даешь", — поразился случайно забежавший в гости знакомый. — Да у вас тут дома-то никого не бывает. Ставь счетчик. Сколько израсходовал, за столько и заплатил. Вообще платить будешь копейки".
Выяснилось, что семья знакомого давным-давно поставила счетчик и очень довольна. "Воду тратим так же, а платим меньше, чем было. Процентов на 30-40. Никаких проблем. Просто иногда будут приходить инспекторы и переписывать показания водосчетчика", — продолжал он меня убеждать и в итоге убедил. Особенно весомо стали звучать его аргументы, когда в платежной ведомости вместо привычных 114 рублей мне написали 206. Это стало последней каплей, и на прошлой неделе я взялся за телефонную трубку и набрал номер приемной "Водоканала".
То, что меня из приемной переадресовали в договорной отдел, не предвещало ничего необычного. На то и договорной отдел, чтобы принимать заявления, заключать договоры на счетчики и т.д. Однако приятный женский голос, ответивший на мой звонок, начал говорить что-то невообразимое. Водоканальцы не послали меня на другой телефон, не бросили трубку, не нахамили. Напротив, разговор велся добрым, участливым тоном: "Знаете, мы не работаем по счетчикам".
Неожиданный поворот темы крайне озадачил меня. Наверное, еще не все в отделе знают, что улан-удэнцы могут ставить водосчетчики! Совсем заработались, нет времени даже за новшествами следить. Бедные вы наши, подумалось мне, и я решил их порадовать.
— Почему же не ставите? У моего знакомого в квартире вот уже год стоит. И платит он по показаниям.
— У нас нет соответствующих нормативных документов. Они еще не разработаны городской администрацией. По счетчикам мы работаем только с индивидуальными предпринимателями, организациями, предприятиями, коттеджами. Квартиросъемщики оплачивают услуги "Водоканала" по утвержденным нормам водопотребления. Мы ничем не можем вам помочь.
Лиха беда начало. Могут люди что-то не знать? Конечно, могут. Надо было звонить в абонентский отдел — вот кто ближе всех к народу! Решено — сделано. К удивлению, в другом отделе мне сказали то же самое. А напоследок невзначай поинтересовались:"А, кстати, по какому адресу проживает ваш знакомый? Мы разберемся с этим". Сдавать знакомого, который желал мне только добра, страшно не хотелось. К тому же, его пятиэтажку я знал только визуально. Найти найду, а номер дома, хоть убейте, не знаю.
Реформа ЖКХ в Улан-Удэ ползет, как улитка
Люди, живущие в коттеджах, конечно, отличаются от граждан, живущих в "хрущевках". В коттеджах живут богатые, в простых домах — простые люди. Но, как абоненты, они равны в правах. И почему водосчетчик можно поставить в коттедж и нельзя в "хрущевку" — абсолютная загадка. Может быть, это особая улан-удэнская форма социальной защиты богачей?
О том, что горожане могут установить в своих квартирах приборы учета горячей и холодной воды, пресс-служба Президента и Правительства РБ громогласно объявила в конце августа прошлого года. "С ними мы будем точно знать, за что и сколько платим. Естественно, и экономить тоже научимся", — говорилось в сообщении.
В то время улан-удэнцы еще не знали, как установить эти приборы. Правительство Бурятии восполнило этот пробел. Были утверждены методические рекомендации. Местным властям рекомендовали принять на их основе свои нормативно-правовые документы, регламентирующие отношения между потребителем и поставщиком коммунальных услуг при установке квартирных приборов учета. Отмечалось, что приборы учета могут ставиться только по желанию потребителя за деньги самого потребителя.
С тех пор прошло много месяцев. В январе я так и не смог установить водосчетчик. Когда же мэрия разработает долгожданные правила? По словам Александра Мункуева, заместителя председателя Комитета по городскому хозяйству, нормативные акты, касающиеся установки гражданами водосчетчиков, находятся на стадии подписания в Администрации города. Но когда они начнут действовать, Александр Мункуев, к сожалению, сообщить не смог.
^