17.02.2015
Основной поставщик электроэнергии в Бурятии «Читаэнергосбыт» считает, что не несет никакой ответственности за беспредел, творящийся в начислении оплаты за общедомовые нужды.
Основной поставщик электроэнергии в Бурятии «Читаэнергосбыт» считает, что не несет никакой ответственности за беспредел, творящийся в начислении оплаты за общедомовые нужды. Проблемы, возникающие у жителей в виде огромных счетов, потребители должны решать сами. Бездействующие управляющие компании – это выбор жильцов, ворующие соседи – это их недосмотр, а ветхие сети – это халатное отношение к своему имуществу. 

Цикличная проблема

Тема стоимости общедомовых нужд в последние годы возникает с завидной регулярностью. Как правило, информационные волны поднимаются по одному и тому же сценарию: сначала появляется ворох жалоб от возмущенных жителей. Затем в правительстве проходит некое совещание, где топ-чиновники грозно призывают чиновников рангом пониже разобраться в проблеме. После этого следует реакция энергетиков, которые убедительно рассказывают, почему они не виноваты. После этого все стихает до следующего раза.

Так же произошло и в этот раз. В конце прошлого года жители получили квитанции с суммами, ощутимо превышающими обычные начисления. И стали активно жаловаться, в том числе и напрямую Вячеславу Наговицыну через интернет-конференцию, которая прошла в декабре.

Глава пообещал разобраться и уже в феврале этого года на одном из совещаний поручил минстрою «изучить и применить наработанный в российских регионах опыт по защите населения от уплаты общедомовых нужд».

- Государство должно защитить добросовестных плательщиков, - приводила слова главы пресс-служба правительства Бурятии.

И минстрой отправился разбираться. А тем временем последовала третья стадия волны: «Читаэнергосбыт» собрал пресс-конференцию, на которой попытался популярно объяснить журналистам, почему компания не виновата, кто тогда виноват и что делать.

Виноваты жильцы 

Схема оплаты общедомовых нужд, принятая несколько лет назад, продолжает действовать до сих пор. Действует она, скажем так, с сильным скрипом. Не проходит и нескольких месяцев, чтобы в Бурятии не прогремело какого-нибудь скандала, связанного с общедомовыми нуждами.

Причина скандалов всегда одна: высокие начисления. Даже сами сетевики признают, что часто за ОДН жители платят больше, чем за индивидуальное потребление. И это при не горящих в подъездах лампочках.

Ресурсники называют несколько причин завышенных счетов. 

- Это зависит от внутридомовой электрической сети. При плохом ее состоянии недобросовестные граждане могут подключиться мимо своего прибора учета, попросту говоря, могут воровать электроэнергию. И именно воровство электроэнергии нами выделяется как основная причина больших счетов за ОДН, - уверен коммерческий директор ОАО «Читаэнергосбыт» Михаил Денисов. 

На вопрос, кто должен контролировать соседей, ворующих энергию, Михаил Денисов сослался на то, что это полномочия управляющей компании и самих жильцов. Ресурсники же не могут встревать в эти процессы, ведь на это в тарифе не предусмотрены отчисления.

- Наша деятельность является регулируемой. Наш тариф защищается в службе по тарифам, и при обосновании принимаются лишь обоснованные затраты. Мы не можем взять и нагрузить тариф какими-то работами, которые нам не предписаны законом, - заявил он.

Разбирайтесь сами 

Еще одна причина завышенных начислений, по мнению представителей «Читаэнергосбыта», это несвоевременная передача потребителями индивидуальных показаний счетчиков.

Ведь схема расчета ОДН сегодня выглядит как разница между индивидуальным потреблением жильцов и общим потреблением всего дома. И если жилец не передает показания в течение полугода, то энергетики считают потребление по нормативам. А если норматив ниже фактически затраченного электричества, то разница распределяется по остальным жильцам.

И здесь гарантирующий поставщик снова бессилен: виноваты сами граждане. Вообще, когда речь заходит о подобных конфликтах, энергетики всегда призывают жителей самим решать свои проблемы.

- Когда собственники активно берутся за состояние дел в своем доме, начинают разбираться, делают аудит внутридомовой сети. Как правило, в ходе проверки выявляются несанкционированные присоединения граждан либо выявляются какие-то юридические лица, которые потребляют электрическую энергию через приборы учета, а своего учета не имеют, - говорит Михаил Денисов.

Между тем, еще одна причина высоких общедомовых начислений – это несанкционированное присоединение магазинчиков, киосков, работающих в доме или около него. Сюда же можно отнести и гаражи, которые часто запитаны от общедомовой сети.

Бороться с этим также, по версии энергетиков, должны сами граждане. Жители, подобно сыщикам, должны выявить эти нарушения и сообщить о них управляющей компании. Та, в свою очередь, обязана принять меры. Но на практике, даже если жители и смогут организоваться, что происходит очень редко, достучаться до «управляшки» бывает очень и очень непросто.

Недобросовестные «управляшки» 

Именно управляющие организации, по мнению Михаила Денисова, сегодня – главное зло. Большинство из них до сих пор не заключило договоры ни с жильцами, ни с ресурсниками. А значит, и спрашивать с них де-юре возможности нет.

А посему и шевелиться лишний раз и нести затраты у «управляшек» стимула нет. Конечно, можно жаловаться на них в жилинспекцию, отказываться и проводить их переизбрание. Но все это на бумаге. А на практике ничего не меняется. ОДН растет, жильцы воруют, система электроснабжения в домах в ужасном состоянии.

В этом плане ресурсники надеются на предстоящее лицензирование управляющих компаний, которое должно освободить рынок от недобросовестных игроков. Получить лицензии смогут только те компании, которые заключили договоры, а значит, связали себя серьезными обязательствами.

Одно из них – брать на себя разницу между фактически потребленной общедомовой энергией и нормативом, установленным РСТ. Другими словами, жители не будут платить больше установленного порога. А «управляшки» получат стимул сокращать расходы ОДН, чтобы не платить из своего кармана.

Тогда уже они должны будут бегать за нарушителями, менять старые внутридомовые электрические сети, а не сами потребители, как это происходит сейчас.

Впрочем, норматива как такового сегодня нет. В конце прошлого года РСТ пыталась его утвердить, но прокуратура его отменила.

- Я знаю, что норматив был отменен по представлению прокуратуры, потому что прокуратура выявила некие нарушения при его расчете. Но сейчас мы, со своей стороны, всю необходимую информацию представили для того, чтобы расчет был верен, - заявил Михаил Денисов.

В общем, по словам энергетиков, все должно нормализоваться к лету. Но до того времени жители будут продолжать получать заоблачные счета и вынуждены будут сами решать свои проблемы, связанные с ОДН.

Мэрия на подхвате 

Уже сегодня эксперты говорят о том, что после процедуры лицензирования на рынке появится дыра. Останутся только успешные управляющие компании, которые захотят взять на себя успешный, не проблемный фонд. И здесь не совсем понятно, что делать деревянным двухэтажкам, в которых куча проблем, но заниматься ими никто не хочет.

- Есть цивилизованный выход, который применяется во многих регионах, – это создание муниципальных управляющих компаний, которые дотируются за счет муниципального бюджета. По форме обычно это МУПы. Они подхватывают этот фонд непривлекательных для остальных управляющих компаний домов, - говорит Михаил Денисов. - Ведь обязанность по обеспечению надлежащего электроснабжения лежит на муниципалитете в силу 131-го закона. Ее никто не снимал, и спрос с муниципалитета есть.

Пока же таких организаций нет, сетевики лишь констатируют возможный вал вопросов от жителей и планируют собираться на совещаниях, чтобы придумать, как эту проблему решить.

Ожидать быстрого результата и ощутимого эффекта от этих переговоров было бы слишком оптимистично. У муниципалитетов, особенно у Улан-Удэ, сейчас и так хватает проблем, в том числе и бюджетных, чтобы вешать на себя еще и неликвидный жилой фонд. А значит, крайнего опять нет.

Под тем углом, под которым смотрит на проблему гарантирующий поставщик, очень хорошо видно, что проблемы есть. И очень хорошо видно, кто в них «виноват». Это сами потребители, управляющие компании, муниципалитет, РСТ и предыдущий поставщик электроэнергии в Бурятии.

И получается, что раз нет вины гарантирующего поставщика, то и делать ничего не нужно. Сегодня решайте проблемы сами, это же ваша собственность. А завтра, глядишь, все как-нибудь само собой «разрулится».

Владимир Пашинюк, «Номер один».

^